Акционерные общества: понятие, цели и административно-правовой статус

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Акционерные общества: понятие, цели и административно-правовой статус». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


АО создается путем заключения договора между учредителями. В документ включаются порядок ведения совместной деятельности, размер уставного капитала и иные параметры функционирования организации. Договор подписывают все учредители.

Устав акционерного общества

Учредительным документом акционерного общества является устав.

Устав – это документ, который позволяет предприятию осуществлять профессиональную деятельность.

Устав акционерного общества содержит следующую обязательную информацию:

  • Фирменные названия акционерного общества (полное и сокращенное названия);

  • Местоположение (адрес) акционерного общества;

  • Тип акционерного общества (открытое или закрытое акционерное общество);

  • Данные об акциях компании и правах акционеров;

  • Размер уставного капитала акционерного общества;

  • Структура органов управления акционерного общества и порядок принятия ими решений;

  • Информация по общему собранию акционеров акционерного общества;

  • Другие положения, которые предусмотрены действующим законодательством.

Совет директоров акционерного общества

Совет директоров акционерного общества проводит общее руководство деятельностью и избирается общим собранием акционеров с помощью кумулятивного голосования. При такой форме голосования голоса акционеров умножаются на число лиц, которые должны быть избраны в совет директоров. При этом акционер общества имеет право отдать голоса, полученные таким образом, полностью за одного кандидата или распределить их между двумя и более кандидатами.

К компетенции совета директоров акционерного общества относятся, например, такие вопросы, как:

  • Определение приоритетных направлений деятельности акционерного общества;

  • Созыв годового и внеочередного общего собрания акционеров;

  • Утверждение повестки дня общего собрания акционеров;

  • Выработка рекомендаций по размеру дивидендов по акциям и в отношении порядка выплаты дивидендов.

Учреждение и регистрация

Основным учредительным документом выступает устав, включающий положения о деятельности. Устав подлежит утверждению учредителями в виде протокола учредительного собрания и передаче в ЕГРЮЛ при регистрации.

ГК РФ перечисляет разделы, непременно включаемые в структуру устава:

  • название организации;
  • место нахождения;
  • основная информация о выпускаемых акциях (вид, цена, количество);
  • права акционеров;
  • уставный капитал;
  • устройство и полномочия органов, регламент принятия решений с их стороны;
  • другие данные, регламентированные законодательством.

Управление акционерным обществом

Выше мы выявили, что такое ОАО и в какую форму оно преобразовалось после 2015 года. Обобщив, описанную информацию, получим следующую картину.

Общее собрание акционеров имеет наивысшую власть, состоит из держателей обыкновенных акций и определяет основной вектор развития компании, распределяет прибыль.

Совет директоров подчиняется общему собранию. Выполняет решения совета правления, осуществляется оперативное управление и назначает исполнительного директора. В исключительных случаях, совет правления выпирает исполнительного директора. Директор, в свою очередь, выполняет поручения совета директоров и отчитывается перед ним за проделанную работу.

Если в уставных бумагах открытого акционерного общества прописан единоличный исполнительный орган — генеральный директор избирается советом правления на ежегодном собрании. Деятельность предприятия полностью подчиняется российскому законодательству, в частности Федеральному Закону РФ “Об акционерных обществах”.

Отчетность таких предприятий делится на две составляющие:

  • Обязательные отчеты, установленные законом на регулярной основе;
  • Внутренние отчеты, определенные внутренними документами организации.

Глава 70, положения ЦБ РФ от 30.12.14г. №454-П перечисляет обязательные сведения, которые должны присутствовать в ежегодном отчете о деятельности предприятия. Бухгалтерский отчет необходим для отражения финансового состояния организации.

Ст. 5 ФЗ от 30.12.2008г. №307-ФЗ предусматривает обязательный аудит на бухгалтерскую отчетность, а также накладывает на ПАО обязательство публиковать официальную отчетность в общедоступных источниках (например, на официальном сайте компании). Ежегодные отчеты обязательно должны составляться и размещаться в двух вариантах:

  • Формат, принятый Российским законодательством;
  • Международный формат.

Сокрытие публичной информации наказывается штрафом, в соответствии с КоАП РФ (ст.15.19, п.2).

Как было указано ранее, акционерное общество является одной из форм юридического лица.

Понятие «органа юридического лица» неоднозначно. Так, И.В. Матанцев и В.И. Елисеев придерживаются точки зрения, что орган юридического лица представляет собой «лицо или группу лиц, представляющих интересы юридического лица в отношениях с другими субъектами права без специальных на то полномочий».

Однако, наиболее верной видится позиция С.Д. Могилевского и С.Г. Бушевой, которые представляют данный орган как «организационно оформленную часть юридического лица, представленную одним или несколькими физическими лицами».

По вопросам группирования органов юридического лица существует несколько различным мнений. Так, по мнению В.В. Долинской их следует классифицировать по следующим признакам:

  • по порядку формирования или способу приобретения полномочий — выборные и назначаемые;
  • по числу входящих в них, принимающих решение и несущих ответственность должностных лиц — единоличные и коллегиальные;
  • по характеру полномочий и задач — руководящие и иные структурные органы;
  • по срокам деятельности — постоянные и временные.

Несколько иную классификацию, в частности, применительно к органам управления хозяйственного общества, предлагает А.В. Олейников, который выделяет органы:

  • По функциональным особенностям:
  • высший орган общества как орган непосредственного управления;
  • органы профессионального управления;
  • контрольно-ревизионные органы;
  • По способу выражения воли:
  • органы, созданные только для формирования воли общества;
  • органы, которые одновременно выражают его волю вовне.

Однако, по мнению С.Д. Могилевского, данные классификации не являются всеобъемлющими, а эффективность последней, в связи с возможностью изменений функций органов общества, вовсе ставится под сомнение.

Наиболее емкой выглядит классификация, предложенная Г.Л. Рубеко, по мнению, которого, автономия воли и диспозитивности в методах гражданского и акционерного права способствовала разделению органов по принципу обязательности их присутствия в обществе. Так, он выделил:

  • обязательные органы, такие как общее собрание акционеров и единоличный исполнительный орган;
  • органы, создаваемые по усмотрению самого общества, в качестве примера которых можно привести совет директоров, функции которого, при условии наличия в обществе количества владельцев голосующих акций менее пятидесяти, может выполнять общее собрание.

Высшим органом, осуществляющим управление акционерным обществом является общее собрание.

Размышляя о правовой природе данного органа, нужно учитывать то, в качестве чего мы его рассматриваем. Так, общее собрание можно рассматривать в нескольких аспектах.

Если охарактеризовать общее собрание как орган юридического лица, то необходимо заметить, что, по сути, юридическое лицо является объектом, в природе несуществующим. Классической теорией юридического лица, созданной в методологической традиции, в правоведении признают теорию «фикции». Как поясняет И. Н. Алексеев: теория фикции означает, что «юридический субъект не тождественен с какой-либо воспринимаемой нами реальной целостностью явлений; он невидим и неосязаем». Из этого следует, что юридическое лицо стоит рассматривать как примышленный субъект.

Однако, как заметил профессор Петри Мантисаари: «кто-то должен представлять компанию при принятии внутренних решений, при взаимодействии с третьими лицами, при осуществлении контроля за деятельностью менеджмента и.т.д.». Эти функции выполняет орган юридического лица — общее собрание акционеров, который посредством принятия решений, выражает волю компании.

В юридической литературе органы юридического лица, в зависимости от того, какую роль они играют при формировании воли компании, делятся на волеобразующие органы, волеизъявляющие органы и органы, которые одновременно выполняют обе функции.

Ряд авторов, такие как И.С. Шиткин и Г.Л. Рубеко, относят общее собрание акционеров к волеобразующим органам. А, в свою очередь, Г.В.Цепов определяет общее собрание как орган, выполняющий две функции: волеобразование и волеизъявление.

Наиболее верной представляется позиция, характеризующая общее собрание акционеров, как орган волеобразующий в силу того, что он лишь выражает волю акционерного общества, а исполнение своих решений не входит в его компетенцию.

Рассматривая общее собрание акционеров, как орган корпоративного управления, профессор И.Т. Тарасов в своем труде «Учение об акционерных компаниях» писал, что «общие собрания составляют необходимый и главный орган в акционерных компаниях, хотя фактически и утративший свое влияние на управление компанией, превратившись в бесполезные дискуссии акционеров».

Современное российское законодательство определяет общее собрание как высший орган управления акционерного общества, но в пределах своей компетенции.

По общему правилу, к исключительной компетенции общего собрания акционеров общества относятся:

  • изменение размера уставного капитала общества;
  • принятие решения о передаче полномочий единоличного исполнительного органа общества другому обществу (управляющей организации) или индивидуальному предпринимателю (управляющему);
  • распределение прибылей и убытков общества.

Вместе с тем, в соответствии со ст. 65.3 Гражданского кодекса Российской Федерации, к исключительной компетенции общего собрания относятся:

  • определение приоритетных направлений деятельности общества, принципов образования и использования принадлежащего ему имущества;
  • утверждение и изменение устава общества;
  • определение порядка приема в состав участников общества и исключения из числа ее участников, кроме случаев, если такой порядок определен законом;
  • образование других органов общества и досрочное прекращение их полномочий, если уставом общества в соответствии с Законом это правомочие не отнесено к компетенции иных коллегиальных органов общества;
  • утверждение годовых отчетов и бухгалтерской (финансовой) отчетности общества, если уставом общества в соответствии с законом это правомочие не отнесено к компетенции иных коллегиальных органов общества;
  • принятие решений о создании обществом других юридических лиц, об участии корпорации в других юридических лицах, о создании филиалов и об открытии представительств общества, за исключением случаев, если уставом общества, в соответствии с Федеральным законом от 26 декабря 1995 года № 208-ФЗ «Об акционерных обществах», принятие таких решений по указанным вопросам отнесено к компетенции иных коллегиальных органов общества;
  • принятие решений о реорганизации и ликвидации общества, о назначении ликвидационной комиссии (ликвидатора) и об утверждении ликвидационного баланса;
  • избрание ревизионной комиссии (ревизора) и назначение аудиторской организации или индивидуального аудитора общества.

В случае принятия общим собранием решения, выходящего за рамки его компетенции, акционеры вправе обратиться в суд в целях оспаривания данного решения. Суды, при этом, встают на сторону акционеров, так как, в соответствии с п. 10 ст. 49 Федерального закона от 26 декабря 1995 года № 208-ФЗ «Об акционерных обществах»1, решения общего собрания акционеров, принятые с нарушением его компетенции, не имеютюридической силы, независимо от их обжалования в судебном порядке. Указанное положение ранее содержалось в Постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 18.11.2003 г. № 19 «О некоторых вопросах применения Федерального закона «Об акционерных обществах».

Вместе с тем, данная позиция не всегда отвечает интересам общества, так как получается, что акционеры не имеют возможности самостоятельно и в полном объеме управлять своим предприятием. В этом случае оправдана позиция И.Т. Тарасова, который считает нужным утвердить право общего собрания принимать решения по любым вопросам деятельности компании, но с оговоркой, что данные решения не были приняты органами, в чьей компетенции они находятся или вопрос не относится к компетенции ни одного органа.

Рассматривая общее собрание в плоскости отношений таких субъектов корпоративных отношений, как акционерное общество и акционеры, выявляется факт того, что, по сути, общее собрание — это связующее звено между акционерным обществом и акционерами. Это средство взаимодействия между указанными субъектами правоотношений, с помощью которого участники правоотношений осуществляют свои права и исполняют обязанности в отношении друг друга.

Вместе с тем, необходимо отметить, что общее собрание акционеров занимает двойственную позицию по отношению к акционеру. Так, акционер является его участником, но при этом, в случае принятия общим собранием решения, противоположного интересам акционера, он и общество становятся противниками в корпоративном споре.

Процедура проведения общего собрания включает в себя три стадии: подготовка, созыв и проведение.

Принятие решения общим собранием, а также состав участников общества, присутствовавших на общем собрании, подтверждается лицом, осуществляющим ведение реестра акционеров общества, выполняющим функции счетной комиссии. В случае непубличного общества, данный факт должен быть удостоверен нотариально.

Федеральным законом от 26 декабря 1995 года № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» предусматривается два вида собраний: ежегодное и внеочередное. Общество обязано каждый год проводить общее собрание акционеров. Сроки проведения собрания закреплены в уставе общества.

На ежегодном общем собрании акционеров наиболее важные для деятельности акционерного общества вопросы, такие как:

  • избрание совета директоров (наблюдательного совета) общества;
  • избрание ревизионной комиссии (ревизора) общества
  • утверждение аудитора общества;
  • утверждение отчетов, а также распределение прибыли (в том числе выплата (объявление) дивидендов, за исключением прибыли, распределенной в качестве дивидендов по результатам первого квартала, полугодия, девяти месяцев финансового года) и убытков общества по результатам финансового года;
  • иные вопросы, отнесенные к компетенции общего собрания акционеров.

В соответствии со ст. 55 Федерального закона от 26 декабря 1995 года № 208-ФЗ «Об акционерных обществах», внеочередное общее собрание акционеров проводится на основании:

  • решения совета директоров (наблюдательного совета) общества на основании его собственной инициативы;
  • требования ревизионной комиссии (ревизора) общества;
  • требования аудитора общества;
  • требования акционеров (акционера), являющихся владельцами

не менее чем 10% голосующих акций общества на дату предъявления требования. Данное требование подписывается соответствующими лицами (лицом). Совет директоров, в свою очередь, не позднее трех дней с момента принятия решения, направляет заинтересованным лицам ответ, содержащий либо решение о созыве внеочередного общего собрания акционеров, либо мотивированное решение об отказе в его созыве.

Порядок подготовки, созыва и проведения общего собрания акционеров акционерного общества установлен Приказом ФСФР Российской Федерации от 02.02.2012 года № 12-6/пз-н «Об утверждении Положения о дополнительных требованиях к порядку подготовки, созыва и проведения общего собрания акционеров».

Решение собрания считается принятым в случае, если в собрании участвовало не менее 50% от общего числа участников собрания, а также при большинстве голосов, проголосовавших «за» принятие данного решения. Также следует заметить, что решение может приниматься также путем заочного голосования.

Решение собрания может быть признано недействительным по двум основаниям: если оно признано таковым судом (оспоримое решение): как правило, в случаях нарушения правил подготовки и проведения собрания, или если данное решение по своей сути является ничтожным, а именно, в случаях, когда:

  • нет необходимого кворума;
  • решение принято по вопросу, не включенному в повестку дня (если только в собрании не участвуют все участники сообщества);
  • решение принято по вопросу, не относящемуся к компетенции собрания;
  • решение противоречит основам правопорядка или нравственности.

Подводя итог, можно определить общее собрание акционеров высшим, волеобразующим, коллегиальным органом управления акционерного общества, имеющим определенную процедуру созыва, организации и проведения, формируемый из акционеров, принимающих в нем участие, а также выражающий их общую волю.

Как ранее было сказано, решение важнейших вопросов, касающихся деятельности акционерного общества, отнесено к компетенции общего собрания акционеров. Однако при решении стратегических вопросов, касающихся определения тактики развития компании, необходимо наличие профессиональной квалификации лиц (лица), принимающих данные решения. Важно обладать знаниями в различных областях, таких как, в первую очередь экономика, право, промышленность и.т.д. В этой связи, в соответствии с законодательством, полномочия по решению такого рода вопросов передаются специальному органу общества — совету директоров, избираемому общим собранием акционеров, состоящему из физических лиц, не являющихся акционерами данного общества и имеющих необходимые профессиональные знания.

Конечно, для привлечения высококвалифицированных специалистов необходимо наличие материального стимула. Федеральным законом от 26 декабря 1995 года № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» предусмотрена выплата вознаграждения лицу, исполняющему функции члена совета директоров. При этом, в литературных источниках распространена точка зрения, что обществу следует избегать избрания в совет директоров лиц, которые согласны работать на бесплатной основе.

В обязанностях совета директоров лежит общее руководство деятельностью организации. Из этого следует, что данный орган выполняет ключевые функции в управлении обществом. Вместе с тем, в законодательстве есть оговорка, предусматривающая право, в случае, когда в акционерном обществе число акционеров, являющихся владельцами голосующих акций, менее пятидесяти, закрепить в уставе общества выполнение функций совета директоров (наблюдательного совета) за общим собранием акционеров. При этом, в уставе должно быть указание на определённое лицо или орган общества, в компетенции которого находится принятие решения о проведении общего собрания акционеров и утверждении его повестки дня.

Порядок созыва и проведения заседаний совета определяются уставом или внутренними документами общества. Однако, как верно заметил Е.А. Павлодский: «применение этой, казалось прогрессивной в силу своего диспозитивного характера нормы сталкивается с проблемой недостаточного разграничения компетенции общего собрания и совета директоров, а также с возможной недобросовестностью последнего». Действительно, утверждение внутренних документов входит в полномочия как общего собрания, так и совета директоров. Относительно последнего, с оговоркой — за исключением внутренних документов, отнесенных к компетенции общего собрания.

Читайте также:  Не понимаю как работает распределение в садик

Вместе с тем, конкретный перечень таких документов законодательством не определен.

Деятельность совета директоров организуется его председателем, избранным из числа членов совета директоров. Данный орган управления также является выборным, единоличным и временным. Его существование производно от совета директоров, но для него предусмотрены собственные правовой статус и компетенция.

В законе прописан перечень вопросов, входящих в компетенцию совета директоров и не подлежащих передаче на решение исполнительному органу, а именно:

• определение приоритетных направлений деятельности общества.

  • Необходимо отметить, что это наиболее важный вопрос, относящийся к компетенции совета директоров. По сути, совет директоров утверждает план, в соответствии с которым общество организует свою деятельность; созыв годового и внеочередного общих собраний акционеров.

Как было указано ранее, законом предусмотрены случаи, когда созыва

собрания могут требовать иные органы или лица, такие как ревизор, аудитор, а также определенная категория акционеров, но принятие окончательного решения о проведении общего собрания остается за советом директоров. Однако, в соответствии с п. 8 ст. 55 Федерального закона от 26 декабря 1995 года № 208-ФЗ «Об акционерных обществах», в случае, если совет директоров не подчиняется требованиям вышеуказанных лиц, они вправе обратиться в суд с требованием о понуждении общества провести общее собрание акционеров;

  • утверждение повестки дня общего собрания акционеров;
  • определение даты составления списка лиц, имеющих право на участие в общем собрании акционеров, и другие вопросы, отнесенные к компетенции совета директоров общества и связанные с подготовкой и проведением общего собрания акционеров;
  • увеличение уставного капитала общества путём размещения обществом дополнительных акций в пределах количества и категорий (типов) объявленных акций, если уставом общества в соответствии с положениями Федерального закона от 26 декабря 1995 года № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» это отнесено к его компетенции;
  • размещение обществом облигаций и иных эмиссионных ценных бумаг в случаях, предусмотренных законом;
  • определение цены (денежной оценки) имущества, цены размещения и выкупа эмиссионных ценных бумаг в случаях, предусмотренных Федеральным законом от 26 декабря 1995 года № 208-ФЗ «Об акционерных обществах»;
  • приобретение размещенных обществом акций, облигаций и иных ценных бумаг в случаях, предусмотренных Федеральным законом от 26 декабря 1995 года № 208-ФЗ «Об акционерных обществах». Так, когда общим собранием акционеров принято решение об уменьшении уставного капитала, общество обладает преимущественным правом, в случае отказа от покупки акций другими акционерами, на приобретение размещенных акций;
  • образование исполнительного органа общества и досрочное прекращение его полномочий, если уставом общества это отнесено к его компетенции;
  • рекомендации по размеру выплачиваемых членам ревизионной комиссии (ревизору) общества вознаграждений и компенсаций и определение размера оплаты услуг аудитора;
  • рекомендации по размеру дивиденда по акциям и порядку его выплаты;
  • использование резервного фонда и иных фондов общества;
  • утверждение внутренних документов общества, за исключением внутренних документов, утверждение которых отнесено Федеральным законом от 26 декабря 1995 года № 208-ФЗ «Об акционерных обществах «к компетенции общего собрания акционеров, а также иных внутренних документов общества, утверждение которых отнесено уставом общества к компетенции исполнительных органов общества;
  • создание филиалов и открытие представительств общества;
  • одобрение крупных сделок в случаях, предусмотренных главой X Федерального закона от 26 декабря 1995 года № 208-ФЗ «Об акционерных обществах»;
  • одобрение сделок, предусмотренных главой XI Федерального закона от 26 декабря 1995 года № 208-ФЗ «Об акционерных обществах»;
  • утверждение регистратора общества и условий договора с ним, а также расторжение договора с ним;
  • иные вопросы, предусмотренные Федеральным законом от 26 декабря 1995 года № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» и уставом общества.

Вместе с тем, в Кодексе корпоративного поведения компетенция данного органа представлена иначе. Здесь акцентируется практическая финансовая деятельность директоров:

  • совет директоров определяет стратегию развития общества и принимает годовой финансово-хозяйственный план;
  • совет директоров обеспечивает эффективный контроль за финансово-хозяйственной деятельностью общества;
  • совет директоров обеспечивает реализацию и защиту прав

акционеров, а также содействует разрешению корпоративных конфликтов;

  • совет директоров обеспечивает эффективную деятельность исполнительных органов общества, в том числе посредством осуществления контроля за их деятельностью.

В литературе полномочия совета директоров классифицируются по различным основаниям. Так, автор В. В. Долинская предлагает следующий вариант классификации:

  • по характеру вопросов:

а) организационные (например, п. 2, 3,4, 9 и др. ст. 65 Федерального закона от 26 декабря 1995 года № 208-ФЗ «Об акционерных обществах»);

б) имущественные (например, п. 5, 6, 7,8 и др. ст. 65 Федерального закона от 26 декабря 1995 года № 208-ФЗ «Об акционерных обществах»);

в) смешанные (например, п. 14 ст. 65 Федерального закона от 26 декабря 1995 года № 208-ФЗ «Об акционерных обществах»);

  • по степени участия совета директоров в их решении:

В результате проведенного исследования мы пришли к следующим выводам: 1 января 1996 года начал действовать Федеральный Закон «Об акционерных обществах», который вместе с ГК РФ установил новое правовое пространство для акционерных обществ. Два указанных правовых акта стали основой для осуществления деятельности современных акционерных обществ.

Исходя из признаков акционерного общества можно предложить следующее его определение: акционерным обществом следует признать юридическое лицо, которое обладает общей правоспособностью, основной целью деятельности которого является получение прибыли, уставный капитал которого разделен на акции, удостоверяющие обязательственные права его участников в отношении к данному юридическому лицу, которые объединяются на основании заключенного между ними гражданско- правового договора, не отвечают по обязательствам общества, принимая риск убытков, связанных с его деятельностью, в размере стоимости принадлежащих ему акций.

Акционерное общество может быть создано путем учреждения вновь и путем реорганизации существующего юридического лица (слияния, разделения, выделения, преобразования). При образовании акционерного общества его учредителями должны быть выполнены такие юридически значимые действия как принятие единогласного решения об учреждении акционерного общества, утверждении устава, органов управления и т.п., и заключение между собой договора о его создании.

При создании акционерного общества все его акции подлежат распределению между учредителями, соответственно, учредитель это всегда акционер. При этом в юридической литературе достаточно обоснованно критикуется правило о том, что российский законодатель оставил без внимания то, что на стадии учреждения акционерного общества в действительности существуют две группы лиц: во-первых, учредители, которые заинтересованы в образовании и последующей деятельности общества, которые готовы для этого принять на себя некоторые обязанности (т.е., собственно, учредители), и, во-вторых, учредители (или, точнее говоря, акционеры-подписчики), которые желают сделать взносы в уставный капитал образуемого акционерного общества, но не имеют намерения брать на себя какие-то обязанности по его созданию.

Обе данные группы в гражданском законодательстве России названы одинаково — учредители, что нам представляется не вполне правильным.

Юридическое значение уставного капитала состоит в том, что его размер определяет рамки минимальной имущественной ответственности акционерного общества по своим обязательствам. Практическое значение образования уставного капитала посредством размещения акций состоит в возможности незамедлительного привлечения финансовых средств, которые необходимые для начала реальной экономической деятельности

Управление акционерным обществом предполагает наличие механизма или систему взаимодействия участников и способы, при помощи которых они представляют свои интересы. Процедура управления акционерным обществом предполагает комплекс действий, которые необходимы для формирования и достижения целей организации.

Высшим органом управления общества является общее собрание акционеров. С учетом неоднозначного определения в законах исключительной компетенции общего собрания акционеров, существование диспозитивных норм в регламентации распределения полномочий между органами управления в уставе акционерного общества, и его локальных актах, должна быть четко установлена компетенция каждого из органов управления, где в том числе необходимо урегулировать проблемы организации деятельности органов управления общества, режим и процедуру изменения уставного капитала, и иные вопросы.

Совет директоров является контрольным органом. Он несет основную ответственность в управлении делами акционерного общества, осуществляя три главные функции: осуществление контроля за деятельностью руководства; назначение и консультирование исполнительного органа; принятие основных корпоративных экономических и финансовых решений.

Деятельность исполнительного органа общества регулируется в законе в самом общем виде. Определение его взаимодействия с иными органами управления, осуществляется по усмотрению учредителей или совета директоров.

Плюсы:

  • упрощенный процесс регистрации и ликвидации бизнеса;
  • отсутствует налог на имущество, которое используется в деятельности предприятия;
  • упрощенная отчетность;
  • заработанные деньги можно свободно тратить без дополнительного налогообложения, например, на дивиденды от акций действует налог 9%;
  • низкие штрафы в случае несоблюдения законодательства, почти в 10-15 раз меньше, чем у ООО;
  • возможность начать свое дело через франшизу.

Минусы:

  • имущество может быть изъято, если предприниматель не сможет выполнить обязательства;
  • не может получить разрешение для ведения определенной деятельности, например, продажи товаров: алкогольной продукции, лекарственных препаратов и так далее;
  • не подходит для сотрудничества (совместного бизнеса);
  • необходимо лично управлять фирмой, поскольку отсутствует возможность назначить директора и так далее.

Публичное акционерное общество

Публичное акционерное общество (публичное АО) – объединение любых физических и юридических лиц для ведения предпринимательской деятельности на основе открытого и свободного приобретения ими акций.

Участники публичного АО могут отчуждать принадлежащие им акции без согласия других акционеров. Публичное АО вправе проводить открытую подписку на эмитируемые акции и их свободную продажу любым потенциальным покупателям.

Уставный капитал публичного АО разделен на определенное число акций, каждая из которых выполняет роль титула собственности каждого акционера и основы формирования его дивидендов при разделении чистой прибыли публичного АО. Участники публичного АО не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с предпринимательской деятельностью общества лишь в пределах стоимости принадлежащих им акций.

Во многих странах публичные АО называются корпорациями (англ. corporation – объединение, включение). В современной русской бизнес-среде слова «корпорация» и «корпоративное предпринимательство» долгие годы употребляли для характеристики любого крупного бизнеса.

С 2014 г. в российском законодательстве под корпорациями понимается определенный тип юридических лиц, так что на данный момент этот термин приобрел иной смысл.

Непубличные и публичные акционерные общества имеют много общих признаков, включая возможность учреждения обоих видов АО одним учредителем либо возможность обладания таким учредителем всеми акциями АО. Оба вида АО – самые прозрачные формы частного предпринимательства в России и наиболее точно, по меркам действующего в России законодательства, отражают профессиональный статус частных предпринимателей в части соблюдения баланса их прав и ответственности.

Избрав АО в качестве организационно-правовой формы частного предпринимательства, владельцы бизнеса смогут, с одной стороны, нести ответственность лишь за собственные действия, связанные с приобретением всей совокупности акций АО, иными словами, исключительно за собственные предпринимательские усилия. С другой стороны, они могут установить себе такие правила получения дивидендов, при которых степень реализации их персональных интересов окажется в полной зависимости от масштабов процветания их бизнес-единиц и, следовательно, от уровня общественного признания деятельности этих бизнес-единиц.

Для достижения указанных целей ставятся следующие задачи:

После вступления в силу закона от 1 сентября 2014 года ЗАО получили название АО. Однако главной их отличительной особенностью по-прежнему остался закрытый тип. Это значит, что акции доступны для приобретения только ограниченному кругу лиц. Число акционеров не превышает 50 человек. А их ответственность ограничивается исключительно стоимостью ценных бумаг. Еще одно отличие АО от ОАО — размер уставного капитала. Он может составлять 100 МРОТ. Для продажи акций требуется согласие участников предприятия, а информация о деятельности общества и финансовая отчетность находятся в закрытом доступе.

Каждая организация и индивидуальный предприниматель независимо от размера бизнеса, штата сотрудников, системы налогообложения сталкивается с камеральной проверкой. Она проводится на основании сданной в ФНС заполненной декларации, расчетам и документам. Причем компания не получает уведомления от налоговой службы об аудитах.

Производственный кооператив-это добровольное объединение граждан на основе членства для совместной производственной или иной хозяйственной деятельности (ст. 107 ГК РФ). Разновидностью производственного кооператива является артель. ГК РФ использует эти термины («производственный кооператив и «артель») как синонимы. Характерной особенностью кооператива является обязанность его членов участвовать в деятельности кооператива своим личным трудом, хотя законом допускаются и иные виды участия. число членов кооператива, не принимающих личного трудового участия в его деятельности, не может превышать 25% от числа членов кооператива, принимающих личное трудовое участие в его деятельности (п. 2 ст. 7 ФЗ «О производственных кооперативах») , а численность наемных работников в кооперативе не должна превышать 30% от численности членов кооператива (ст. 21 указанного закона ). В целом число членов кооператива не может быть менее пяти.

Учредительным документом производственного кооператива является его устав. Члены кооператива несут по обязательствам кооператива субсидиарную ответственность, размер которой определяется уставом кооператива. Имущество кооператива образуется за счет паевых взносов членов кооператива, прибыли от собственной деятельности и иных источников. К моменту государственной регистрации кооператива каждый член кооператива обязан внести не менее 10% паевого взноса. Остальная часть вносится в течение года после государственной регистрации кооператива. В качестве взноса могут быть использованы деньги, ценные бумаги, иное имущество и имущественные права. Оценка взноса производится по взаимной договоренности членов кооператива, а стоимость паевого взноса, превышающего 250 минимальных размеров оплаты труда должна быть подтверждена независимым экспертом. Имущество кооператива делится на паи его членов. В состав пая входит паевой взнос члена кооператива и соответствующая часть чистых актов кооператива, за исключением неделимого фонда, создание которого может быть предусмотрено уставом кооператива. Стоимость имущества неделимого фонда не включается в стоимость пая члена кооператива при выбытии его из кооператива. На это имущество не может быть также обращено взыскание по личным долгам члена кооператива. Принципы распределения могут быть разными: Либо в соответствии с личным трудовым участии членов кооператива в его деятельности, либо с учетом размера их паевого взноса. Между членами кооператива, не принимающими личного трудового участия в деятельности кооператива, прибыль распределяется соответственно размеру их паевого взноса, но эта часть прибыли не должна превышать 50% от прибыли кооператива (ст. 12 ФЗ «О производственных кооперативах). Часть прибыли может распределяться и между наемными работниками кооператива. Прекращение членства в кооперативе может иметь место либо по усмотрению его члена, либо по решению общего собрания в виде исключения из членов кооператива. В любом случае лицу, прекратившему членство в кооперативе, выплачивается стоимость пая или выделяется имущество, соответствующее его паю, а также производится другие выплаты. (ст. 22 ФЗ «О производственных кооперативах»)

Понятия как публичного, так и непубличного общества даны в ГК РФ и в законе об акционерных обществах. Если проанализировать статьи вышеуказанных нормативных актов, то можно сделать следующие выводы.

Публичное акционерное общество (далее — ПАО) — это юрлицо, созданное для извлечения прибыли, имеющее в Уставе указание на свою публичность, с капиталом не менее 100 000 рублей, состоящим из номинальной стоимости акций (и ценных бумаг, конвертируемых в акции), размещаемых с помощью открытой подписки и свободно обращающихся на рынке ценных бумаг.

В отличие от него, непубличное общество — это юрлицо, созданное для извлечения прибыли, с уставным капиталом не менее 10 000 рублей, состоящим из номинальной стоимости акций или долей, не подлежащих свободному размещению и обращению на рынке.

Многие юристы утверждают, что основное различие между двумя формами заключается в возможности свободного обращения на рынке акций (и долей) юрлица. Все остальные признаки являются вторичными. Действительно, государство может хоть завтра увеличить размер уставного капитала непубличного общества до 500 000 рублей, а публичной компании до 1 000 000. Однако оно никогда не изменит порядок обращения акций или долей. Поэтому именно он (то есть порядок) и является тем водоразделом, по которому проходит основное отличие публичного общества от непубличного.

В то же время, судебная практика говорит нам еще об одной немаловажной детали. Закон и арбитраж считают, что если компания не обладает всеми признаками публичности, но при этом она изменила Устав и указала в нем на этот факт, то она все равно является ПАО. Так, одна дальневосточная фирма зарегистрировала новый Устав и стала публичной компанией. При этом она не регистрировала проспект эмиссии и даже не начинала готовить акции для рынка. Тем не менее, ЦБ РФ тут же привлек организацию к ответственности за нарушение правил раскрытия информации. Компания обжаловала данное постановление в суде, однако арбитраж оставил в силе решение регулятора. Вынося судебный акт, арбитраж пояснил, что, несмотря на отсутствие признаков публичности, юрлицо все-равно стало ПАО с момента указания на данный факт в Уставе. Пусть даже оно и не выпустило бумаги. (Решение Арбитражного суда Сахалинской области по делу № А59-3538/2017 от 09.11.2017 года). Таким образом, главным признаком публичности юрлица является все-таки прямое указание на него в Уставе.

Читайте также:  Зачем нужна временная прописка и как ее получить

Как мы уже сказали выше, главной чертой ПАО является ссылка на данную форму в Уставе и свободное обращение акций на рынке. Однако кроме этих признаков есть и другие.

Например, подсчет голосов и вообще обязанности счетной комиссии в ПАО выполняет только регистратор с лицензией. Никаким нотариусом его заменить нельзя. Для этого он выделяет своего представителя, который присутствует на собрании, подсчитывает голоса и удостоверяет решения. (Решение Арбитражного Суда Воронежской области по делу № А14- 16556/2017 от 22.11.2017 года). Отсутствие регистратора автоматически ведет к недействительности собрания.

Далее субъект, купивший более 30% голосующих акций, должен направить совладельцам обязательное предложение о приобретении у них подобных бумаг. При неисполнении этого требования, Территориальное управление ЦБ РФ выносит предписание устранить нарушение закона. (Решение Арбитражного суда г. Санкт-Петербурга по делу № А56- 37000/2016 от 01.11.2016 года). Для непубличного общества подобное требование отсутствует.

Следующей характерной чертой публичной компании является обязательность наличия Совета Директоров. Причем в него должны входить не менее 5 человек. Как мы уже говорили выше, непубличное юрлицо вправе отказаться от этой структуры. Закон не препятствует этому.

Кроме того, в отличие от НАО, законодатель категорически запрещает ограничивать число акций, принадлежащих собственнику в ПАО. Так, в одной из московских публичных компаний общее собрание ограничило количество акций, которое может находится в руках одного владельца. Это было сделано для того, чтобы воспрепятствовать муниципальному органу сосредоточить у себя контрольный пакет бумаг. Однако арбитраж признал ничтожным положение Устава, закрепляющее данное требование и признал незаконным подобное решение собрания. (Решение Арбитражного суда г. Москвы по делу № А40- 156079/16-57-890 от 14.06.2017 года).

Давая характеристику публичным и непубличным компаниям, многие юристы-исследователи сталкиваются с определенными трудностями. Последние вызваны тем, что законодатель (можно сказать щедро и не всегда систематично!) «разбросал» их по ГК РФ и закону об АО. При этом он зачастую отдавал предпочтение отсылочным или обязывающим нормам. Например, определив понятие публичной организации, он тут же указал, что если ООО или АО не обладает характеристиками такого юрлица, то оно считается непубличным. Поэтому и приходится в тексте законов выискивать каждую статью, содержащую обязательное требование к одной организационно-правовой форме и на ее основе выводить противоположную возможность для другой.

Например, ГК РФ (ст.97) четко указывает, что ПАО не может дать Общему собранию полномочия по решению вопросов, которые (по закону) должны решать другие органы общества. А отсюда следует вывод, что непубличная компания, в свою очередь, вправе сделать это.

Или другой пример, ГК РФ запрещает публичной компании размещать привилегированные бумаги ниже номинальной цены обычных акций. При этом он ничего не говорит о НАО. Следовательно, она имеет полное право на подобную операцию.

Если внимательно проанализировать и другие подобные нормы, то можно прийти к выводу, что в целом они предоставляют дополнительные возможности для непубличных компаний. К главным из них можно отнести право акционера требовать исключения другого совладельца из Общества при нарушении им устава, возможность существования нескольких типов привилегированных акций, предназначенных для голосования по определенным вопросам, и даже возможность принятия решения Общим собранием по проблемам, не обозначенным в повестке дня, если на нем присутствовали все акционеры. Такая «свобода» в ПАО немыслима.

Наряду с различиями между НАО и ПАО имеется ряд общих признаков. Так, права субъектов на получение дивидендов, участия в управлении и на имущество после ликвидации фирмы подтверждаются их акциями. Кроме того, у обществ может быть несколько директоров, действующих совместно, либо независимо друг от друга. В последнем случае сведения об этом должны быть внесены в ЕГРЮЛ.

Далее, участники как публичных, так и непубличных обществ вправе заключить корпоративный договор или акционерное соглашение. В соответствии с указанным документом, владельцы общества договариваются осуществлять определенным образом свои права, либо отказываться от их использования. Впрочем, условия подобного соглашения не должны противоречить закону.

Следующий признак, который объединяет ПАО и НАО — это обязанность использовать услуги реестродержателя. Кстати, именно это требование и заставило многих собственников в 2015-2018 годах отказаться от ведения бизнеса в виде АО и перерегистрировать его в ООО.

Кроме того, ПАО и непубличное общество могут обратиться в ЦБ РФ с просьбой вообще освободить их от обязанности публично раскрывать информацию (ст.92.1 закона об АО).

Если внимательно прочитать статьи различных экспертов по поводу публичных и непубличных обществ, то можно прийти к выводу, что почти все они говорят только об НАО и ПАО. То есть об акционерных обществах. При этом авторы старательно обходят вопрос об ООО, хотя законодатель и отнес эту организационно- правовую форму к непубличным обществам. Ответ кроется на поверхности. Акция — это все-таки ценная бумага, а доля — это своеобразный симбиоз имущественных и неимущественных прав, а также обязанностей участника ООО, выраженный в денежном и процентном эквиваленте. Соответственно их правовые характеристики и оборот существенно различаются. И в этом случае исследователь останавливается в растерянности, потому что многие признаки, свойственные НАО, вообще не применимы к ООО. Например, у него нет обязанности заключать договор с регистратором и передавать ему реестр собственников для ведения, и уже тем более к нему не относятся все нормы, регулирующие правовой статус акций.

Далее, ООО может указать в Уставе, что его решения подтверждаются простыми подписями участников. А вот НАО в любом случае должно приглашать на собрание регистратора или нотариуса. Так что изучение правового статуса ООО, как непубличного общества, заслуживает отдельной статьи.

Подведем теперь некоторые итоги. Прежде всего, законодатель довольно подробно перечислил нам признаки публичных и непубличных обществ. Однако при этом он «раскидал» нормы по ГК РФ и закону об АО, чем серьезно затруднил их комплексный анализ. Впрочем, он и не мог поступить по-другому. Новеллы вводились все-таки не для исследователей-теоретиков, а для практического применения. С другой стороны, корпоративные юристы теперь должны обладать недюжинными познаниями в этой сфере, чтобы умело применять новые статьи и случайно не допустить нарушений закона.

Далее, давая характеристику публичным и непубличным обществам, авторы законопроекта внесли определенную сумятицу в теорию юрлиц. Так, не упомянув о такой функции юрлица, как «извлечение прибыли», и отнеся к непубличным компаниям ООО, они позволили выдвинуть предположения, что к этой категории могут относиться даже некоммерческие организации.

Кроме того, введя термин «публичное», законодатель фактически создал новую организационно-правовую форму — ПАО. С другой стороны, его антоним — «непубличное» привел к возникновению АО (даже не НАО!) вместо ЗАО, но нисколько не изменил организационно-правовую форму ООО. Оно как было ООО, так и осталось. Данное противоречие уже привело к спорам среди ученых-юристов касательно правовой сущности данных терминов.

В целом же еще раз подчеркнем: корпоративное и акционерное законодательство усложняется с каждым годом. А потому, мы настоятельно советуем нашим читателям, при возникновении вопросов в данной сфере, использовать помощь только квалифицированных специалистов, специализирующихся в данном направлении. Это позволит, в конечном итоге, избежать многих проблем.

Непубличное акционерное общество –это акционерное общество, чьи акции и эмиссионные ценные бумаги, конвертируемые в его акции, не могут обращаться путем открытой подписки или иным образом предлагаться для приобретений неограниченному кругу лиц.

В соответствии со ст. 66.3 ГК РФ в отношении непубличных обществ:

— компетенция общего собрания может быть расширена положениями устава общества;

— возможно передать ряд полномочий от общего собрания акционеров (участников), кроме перечисленных в самом ГК РФ, к совету директоров или правлению;

— функции правления общества полностью или в части могут быть переданы совету директоров или ЕИО;

— ревизионная комиссия может не создаваться, при этом непубличное акционерное общество должно привлекать аудитора;

— в уставе общества может быть предусмотрен иной, отличный от установленного законами, порядок созыва, подготовки и проведения общих собраний акционеров (участников), принятия ими решений при условии, что такие изменения не лишают его участников права на участие в общем собрании и на получение информации о нем;

— в уставе могут быть предусмотрены иные, чем в Законе, требования к количественному составу, порядку формирования и проведения заседаний совета директоров и правления.

Уставом непубличного акционерного общества в соответствии со ст. 7 Закона об АО может быть предусмотрено:

— преимущественное право приобретения акционерами и обществом (если акционеры не воспользовались своим правом) акций, отчуждаемых по возмездным сделкам по цене предложения третьему лицу или по цене, определенной уставом;

— необходимость получения согласия акционеров на отчуждение акций третьим лицам (действует в течение срока, предусмотренного уставом, но не более 5 лет со дня регистрации общества или соответствующих изменений в устав общества);

— отказ от преимущественного права размещаемых дополнительных акций или эмиссионных ценных бумаг, конвертируемых в акции;

— дополнительные обязанности акционеров;

— уставом непубличного общества может быть предусмотрена возможность передачи вопросов из компетенции общего собрания в компетенцию совета директоров, за исключением указанных в Законе (п. 4 ст. 48 Закона об АО).

Все указанные положения могут быть предусмотрены уставом при учреждении общества или приняты единогласно (ст. 66.3 ГК РФ; ст. 7, п. 4 ст. 48 Закона об АО).

Источник: https://juristic.pro/grazhdanskoe-pravo/grazhdansko-pravovoj-status-akcionernogo-obshhestva.html

В стабилизации экономического роста Западной Германии демократизация крупного капитала также сыграла не последнюю роль.

С целью стимулирования инвестиций была снижена налоговая нагрузка на население и проведена «диффузия собственности», которая привела на рынок капитала с помощью «народных акций» немалую часть сбережений граждан послевоенной ФРГ. В отношении собственности политика правительства ФРГ может быть проиллюстрирована следующим высказыванием отца немецкого «экономического чуда» Людвига Эрхарда: «Наступила пора вновь превратить собственность Федеративной Республки в частную собственность, одновременно позаботившись о том, чтобы она не перешла в руки владельцев крупных пакетов акций, а была широко распылена среди миллионов отдельных собственников». Продажа акций осуществлялась с учетом уровня доходов населения, предусматривая предоставление скидок малообеспеченным.

1.Российская Федерация. Конституция (1993).

Конституция Российской Федерации [Текст]

: офиц. текст // Рос. газ. — 1993. —

2. дек. — № 237.

2.Российская Федерация. Законы. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть первая [Текст]

: федер. закон: [принят Гос. Думой

2. октября 1994 г.]

// Собр. законодательства РФ. — 1994. — № 32. — Ст. 3301.

3.Российская Федерация. Законы. Об акционерных обществах [Текст]

: федер. закон: [принят Гос. Думой

2. ноября 1995 г.]

// Собр. законодательства РФ. — 1996. — № 1. — Ст. 1.

4.Российская Федерация. Законы. Об особенностях правового положения акционерных обществ работников (народных предприятий) [Текст]

: федер. закон: [принят Гос. Думой

2. июня 1998 г.: одобр. Советом Федерации

0. июля 1998 г.]

// Собр. законодательства РФ. — 1998. — № 30. — Ст. 3611.

5.Российская Федерация. Законы. О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей [Текст]

: федер. закон: [принят Гос. Думой

1. июля 2001 г.: одобр. Советом Федерации

2. июля 2001 г.]

// Собр. законодательства РФ. — 2001. — № 33 (часть I).

6.Российская Федерация. Законы. Об инвестиционных фондах [Текст]

: федер. закон: [принят Гос. Думой

1. октября 2001 г.: одобр. Советом Федерации

1. ноября 2001 г.]

// Собр. законодательства РФ. — 2001. — № 49. — Ст. 4562.

7.Российская Федерация. Законы. О приватизации государственного и муниципального имущества [Текст]

: федер. закон: [принят Гос. Думой

3. ноября 2001 г.: одобр. Советом Федерации

0. декабря 2001 г.]

// Собр. законодательства РФ. — 2002. — № 4. — Ст. 251.

8.Российская Федерация. Законы. О несостоятельности (банкротстве) [Текст]

: федер. закон: [принт Гос. Думой 27 сентября 2002 г.: одобр. Советом Федерации

1. октября 2002 г.]

// Собр. законодательства РФ. — 2002. — № 43. — Ст. 4190.

9.О некоторых вопросах применения Федерального закона «Об акционерных обществах [Текст]

: Постановление Пленума ВАС РФ [18 ноября 2003 г., № 19]

// Вестник ВАС РФ. — 2004. — № 1.

10.Гражданское право: Учебник. В 4-х т. Том

1. Общая часть [Текст]

/ Под ред. Е.А. Суханова. — М.: Волтерс Клувер, 2006. — 720 с.

  1. уставный капитал акционерного общества оформля­ется акциями;
  2. осуществление прав акционера и их передача (ус­тупка) другим лицам возможны только путем предъявления или переда­чи акций как ценных бумаг;
  3. акционерное общество гарантировано от уменьшения своего имущества вследствие выхода из него участников (выход из общества может быть осуществлен только путем отчуждения акций другому лицу, по­этому при выходе из общества акционер не может требовать от него ни­каких выплат или выдач, причитающихся на его долю, — он получает лишь компенсацию за отчуждаемые акции от своего контрагента-при­обретателя).

Таким образом, в общем случае акционерное общество является инструментом привлечения денежных средств больших неопределенных групп лиц. При этом правовой режим акционерного общества построен исключительно на императивном методе регулирования, удельный вес диспозитивных норм ничтожно мал.

Акционерное общество

  • является юридическим лицом;
  • имеет в собственности обособленное имущество, учитываемое на его самостоятельном балансе;
  • может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде;
  • имеет гражданские права и несет обязанности, необходимые для осуществления любых видов деятельности, не запрещенных федеральными законами;
  • считается созданным как юридическое лицо с момента его государственной регистрации в установленном федеральными законами порядке;
  • создается без ограничения срока, если иное не установлено его уставом;
  • вправе в установленном порядке открывать банковские счета на территории Российской Федерации и за ее пределами
  • должно иметь круглую печать, содержащую его полное фирменное наименование на русском языке и указание на место его нахождения;
  • вправе иметь штампы и бланки со своим наименованием, собственную эмблему, а также зарегистрированный в установленном порядке товарный знак и другие средства визуальной идентификации.

Фактически организация возникает только в том случае, если зарегистрирована нотариально в реестре компаний. Для её создания требуется капитал, из которого не менее 25% средств должны быть выплачены в руки директоров и задокументированы в уставе АО. Важно правильно оформить учредительные документы акционерного общества. Формироваться и составляться бумаги должны уполномоченным лицом.

Порядок регистрации АО является важным. Для таких хозяйственных компаний закон требует признаков акционерного общества и минимального капитала в зависимости от особенностей предпринимательской деятельности. Это является важным моментом. Если фирма создаётся только с одним партнёром, тогда необходимо внести полную сумму уставного капитала. Акционерное общество может быть нескольких типов:

  1. Публичное — компания с пакетом акций. Может расшифровываться как открытое.
  2. Закрытое. Не использует рынки капитала. В таких организациях контроль за бухгалтерским учётом может осуществляться в соответствии с конкретным законом внутреннего аудита.

Закрытие АО досрочно по решению собрания акционеров регистрируется у нотариуса при наличии одной из причин ликвидации, предусмотренных законом (истечении срока, достижении фирменных целей или невозможности их принятия, дальнейшем бездействии акционеров или сокращении размера капитала ниже установленного законом минимума). Последствия ликвидации АО вступают в силу:

  • со дня регистрации в реестре заявления об оценке, составленного административным органом;
  • со времени решения акционеров в случае добровольного выхода.

Акционерное общество – это коммерческая организация, основной (уставный) капитал которой формируется путем объединения определенного количества индивидуальных капиталов. Вклады участников поступают в собственность АО, а их доли закреплены акциями равной номинальной стоимости. Прибыль компании распределяется между акционерами пропорционально количеству принадлежащих им акций посредством выплаты дивидендов.

Акция – это эмиссионная ценная бумага, свидетельствующая о внесении средств в имущество АО и удостоверяющая право ее владельца (акционера) на получение части прибыли компании, на участие в ее управлении и на часть имущества, остающегося после его ликвидации. Акции являются средством:

  • организации акционерного общества;
  • увеличения капитала путем привлечения дополнительных денежных ресурсов;
  • регулирования цен собственных акций;
  • изменения структуры капитала;
  • обмена с целью слияния с другой компанией.
Читайте также:  Как расторгнуть брак в одностороннем порядке

Акционерное общество – это юридическое лицо, имущество которого обособлено от имущества акционеров. Соответственно, инвесторы и организация отвечают по своим обязательствам по отдельности. АО в своей деятельности рискует всем своим имуществом, акционеры – в пределах стоимости принадлежащих им акций. Капитал акционерного общества состоит из капиталов:

  • уставного – собственно акционерного;
  • резервного – отчислений от прибыли;
  • заемного – банковского кредита и средств от выпуска акций.

Акционерное общество обладает полной хозяйственной самостоятельностью в вопросах определения формы управления, принятия решений, оплаты труда, распределения прибыли. Учредительным документом АО является Устав, содержащий сведения о:

  • порядке создания компании;
  • ее структуре (типе);
  • фирменном наименовании;
  • юридическом адресе;
  • размере уставного капитала;
  • предмете деятельности;
  • категории выпускаемых акций, их номинальной стоимости, количестве и порядке размещения;
  • правах акционеров;
  • составе и компетенции органов управления.

Также устав должен содержать положения, регулирующие деятельность организации и вопросы управления. Любые изменения в уставе должны быть обязательно зарегистрированы в соответствующих государственных органах.

Особенности правового статуса основных и дочерних хозяйственных обществ.

Хозяйственное товарищество или общество может иметь дочерние общества, созданные по российскому законодательству,как на территории России, так и за ее пределами.

Дочернее хозяйственное общество— коммерческая организация, создаваемая в организационно-правовой форме акционерного общества или общества с ограниченной ответственностью. Особенности правового положения дочернего хозяйственного общества определяются его взаимоотношениями с основным (контролирующим) обществом или товариществоми возможным возникновением ответственности контролирующей компании по долгам дочерней компании.

Дочерним может быть только хозяйственное общество, а контролирующим — не только хозяйственное общество, но и хозяйственное товарищество.

У дочернего общества может быть более одной контролирующей компании, например, одна — в силу преобладающего участия в его уставном капитале, другая — в силу заключенного с ним договора.

Правовое положение унитарных предприятий: понятие, виды, особенности правового статуса.

Унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на имущество, закрепленное за ней собственником. В форме унитарных предприятий могут быть созданы только государственные и муниципальные предприятия. Имущество унитарного предприятия принадлежит на праве собственности Российской Федерации, субъекту РФ или муниципальному образованию.

Особенности унитарных предприятий состоят в том, что они не являются собственниками своего имущества — оно находится соответственно в государственной или муниципальной собственности и принадлежит такому предприятию на праве хозяйственного ведения или на праве оперативного управления. Имущество унитарного предприятия является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе между работниками унитарного предприятия.

Унитарное предприятие отвечает по своим обязательствам принадлежащим ему имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде

В соответствии с законом создаются и действуют следующие виды унитарных предприятий:

— унитарные предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения, — федеральное государственное предприятие и государственное предприятие субъекта РФ (далее также — государственное предприятие), муниципальное предприятие;

— унитарные предприятия, основанные на праве оперативного управления, — федеральное казенное предприятие, казенное предприятие субъекта РФ, муниципальное казенное предприятие (далее также — казенное предприятие).

Унитарные предприятия, основанные на праве оперативного управления, являются коммерческими организациями.

Учредителем унитарного предприятия может выступать Российская Федерация, субъект РФ или муниципальное образование.

Собственник имущества не только решает вопросы создания предприятия, но и определяет предмет и цели его деятельности

в уставе отражают размер уставного фонда и источники его формирования. Уставным фондом государственного или муниципального предприятия определяется минимальный размер его имущества, гарантирующего интересы кредиторов такого предприятия.

Собственник имущества государственного или муниципального предприятия имеет право на получение части прибыли от использования имущества, находящегося в хозяйственном ведении такого предприятия

Государственное или муниципальное предприятие распоряжается движимым имуществом, принадлежащим ему на праве хозяйственного ведения, самостоятельно, за исключением случаев, установленных Законом об унитарных предприятиях, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.

Государственное или муниципальное предприятие не вправе продавать принадлежащее ему недвижимое имущество, сдавать его в аренду, отдавать в залог, вносить в качестве вклада в уставный (складочный) капитал хозяйственного общества или товарищества или иным способом распоряжаться таким имуществом без согласия собственника имущества государственного или муниципального предприятия.

Государственное или муниципальное предприятие не вправе без согласия собственника совершать сделки, связанные с предоставлением займов, поручительств, получением банковских гарантий, иными обременениями, уступкой требований, переводом долга, а также заключать договоры простого товарищества

Казенное предприятие вправе распоряжаться принадлежащим ему имуществом, в том числе с согласия собственника такого имущества, только в пределах, не лишающих его возможности осуществлять деятельность, предмет и цели которой определены уставом такого предприятия. Деятельность казенного предприятия осуществляется в соответствии со сметой доходов и расходов, утверждаемой собственником имущества казенного предприятия.

Унитарное предприятие несет ответственность по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом.

Унитарное предприятие не несет ответственности по обязательствам собственника его имущества

Российская Федерация, субъекты РФ или муниципальные образования несут субсидиарную ответственность по обязательствам казенных предприятий при недостаточности их имущества.

Органом унитарного предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения, является руководитель, назначаемый собственником или уполномоченным им органом и подотчетный ему

Унитарные предприятия не вправе выступать учредителями (участниками) кредитных организаций.

Решение об участии унитарного предприятия в коммерческой или некоммерческой организации может быть принято только с согласия собственника имущества унитарного предприятия.

Государственное или муниципальное унитарное предприятие может быть реорганизовано по решению собственника.

Акционерное общество. Понятие, виды, особенности правого положения

Как и любое юр. лицо, АО несет ответственность перед контрагентами по принятым на себя обязательствам. В соответствии с п. 1 ст. 3 Закона № 208-ФЗ общество отвечает перед кредиторами всем принадлежащем ему имуществом, т.е. движимыми и недвижимыми активами, деньгами на счетах и в кассе, ценными бумагами и т.д.

Компания не отвечает по обязательствам своих участников, но акционеры могут быть привлечены к субсидиарной ответственности по обязательствам акционерного общества в случае его банкротства.

Требования к акционеру могут быть предъявлены при недостаточности собственного имущества АО для исполнения долговых обязательств. Привлечение участников к ответственности допускается только в случае, если несостоятельность АО наступила по их вине.

Привлечь акционера к ответственности можно только в судебном порядке. При этом необходимо доказать, что действия участника АО были направлены на доведение общества до банкротства умышленно.

Если рассматривать АО по степени участия государства, то их можно разделить на два типа:

  1. частные
  2. государственные

Государственные акционерные общества в свою очередь можно разделить на 4 группы:

  1. 100% уставного капитала принадлежит госорганам или Правительству;
  2. у государства контрольный пакет акций (более 50%);
  3. у государства блокирующий пакет акций (более 25%);
  4. у государства менее 25% акций.

Как такового понятия частного акционерного общества в ГК РФ не закреплено. Однако, в противовес государственному АО, частным считается общество, контрольный пакет акций которого принадлежат частным инвесторам.

К частным АО можно отнести все НАО, созданные без участия государства. Так как акции таких компаний не размещаются на публичных торгах, то государство не может купить их и принимать участие в деятельности общества.

Также к частным АО можно отнести ПАО с долей акций государства менее 25%. При таком количестве акций государство не сможет повлиять на окончательное решение акционеров – ведь для того, чтобы решение считалось правомочным, необходимо получить ¾ голосов.

Из нормативно-правовых актов, регламентирующих деятельность АО, можно выделить отличительные характеристики для предприятий данного типа. Признаками акционерного общества являются:

  1. Уставной фонд поделен на акции;
  2. АО является коммерческим предприятием, т.е. основная цель создания – извлечение прибыли;
  3. может создаваться одним или несколькими участниками, в т.ч. юридическими лицами;
  4. активы общества отделены от активов акционеров, т.е. владелец акции не отвечает личным имуществом по долгам АО, а несет (в случае ухудшения финансового положения общества) денежные потери в пределах стоимости приобретенных акций;
  5. участники общества вправе получать часть прибыли предприятия в виде дивидендов;
  6. у участников АО нет обязанности личного участия в деятельности компании;
  7. акции предприятия публичного типа свободно продаются на рынке ценных бумаг, и стать акционером может любой человек

АО – единственная форма бизнеса, которая вправе выпускать акции.

Гражданско-правовой статус акционерного общества

Существует два вида акционерных обществ: публичное (ПАО) и непубличное (НАО).

Акции ПАО могут приобрести все желающие. Количество акционеров не ограничено. Акции крупных компания котируются на фондовых рынках. ПАО регулярно выкладывают в открытый доступ отчеты о финансовых результатах.

Акционерным обществом(далее — общество) признается коммерческая организация, уставный капитал которой разделен на определенное число акций, удостоверяющих обязательственные права участников общества (акционеров) по отношению к обществу.(ст 2 фз)

Акционеры не отвечают по обязательствам общества и несут риск убытков, связанных с его деятельностью, в пределах стоимости принадлежащих им акций.

Акционеры, не полностью оплатившие акции, несут солидарную ответственность по обязательствам общества в пределах неоплаченной части стоимости принадлежащих им акций.

Акционеры вправе отчуждать принадлежащие им акции без согласия других акционеров и общества.

К выбору подходящей формы собственности, собственник должен подходить внимательно до создания предприятия. От правильно выбранной формы зависят правила, по которым будет организована работа. Акционерные общества открываются для массового привлечения больших капиталов, когда займ и краудфандинг не подходит.

Акционерное общество имеет следующие особенности:

  • Только владельцы ценных бумаг могут получать дивиденды из чистой прибыли;
  • Все участники, так или иначе, имеют полное право на участие в управлении организацией;
  • Пропорциональное распределение рисков;
  • Эффективная организация управленческой работы достигается за счет нескольких полномочных органов.

Федеральный закон “Об акционерных обществах” от 26.12.1995г. №208 полностью регулирует деятельность любого АО: от регистрации до ликвидации. В документе прописаны виды (типы) форм собственности с их особенностями и процедурами правления. Прописано распределение рисков для участников открытых акционерных обществ (сегодня создающимися как публичное акционерное общество).

ФЗ может дополняться, изменяться, регулироваться дополнительными нормативными актами. Потому, важно следить за новыми изменениями, чтобы деятельность предприятия соответствовала требованиям закона.

Полностью ознакомиться с данным нормативным актом вы можете здесь.

Фактическая возможность привлекать неограниченные финансовые средства обусловливает особое правовое регулирование. Специальные требования сопровождают как создание, так и деятельность, которую осуществляет публичное акционерное общество.

Требования при создании

ПАО создается на основании решения будущих акционеров. Помимо характерных для других обществ данных оно должно решать вопрос о назначении регистратора.

Он определяется голосами, минимальный порог которых составляет 75 %. В будущую отчетность ПАО будут входить данные реестра акционеров.

Такую деятельность вправе осуществлять только профессиональный участник рынка ценных бумаг. Это связано с тем, что необходимо обеспечить требования максимальной прозрачности ведения реестра.

Договор о создании ПАО, который заключают участники определяет уставный капитал, категории акций, подлежащих размещению и порядок их оплаты. Этот документ действует до окончания срока, установленного для оплаты акций.

Минимальный уставный капитал такого АО составляет 100 тыс. рублей.

Публичное акционерное общество отличается тем, что приобрести купить долю компании через акции могут все, кто пожелает. Количество акций для покупки ограничивается только их количеством в продаже. Фондовые рынки предоставляют котировки крупных ликвидных компаний. К инвестору не предъявляются никакие требования и вопросы: зачем он приобретает акции. ПАО, ранее называвшееся открытые акционерные общества, обязательно публикует прозрачные и правдивые финансовые отчеты на официальный сайт компании.

Для повышения вероятности стабильного развития такого предприятия, государство установило минимальная сумма уставного фонда в 1000 МРОТ (минимальная оплата труда). Количество собственников для создания акционерного общества в России не ограничивается ничем.

НАО расшифровывается как непубличное акционерное общество. Главным признаком акционерного общества является то, что его участники строго определены и прописаны в учредительном документе акционерного общества на этапе регистрации и определения уставного капитала.

Устав ограничивает количество собственников. Ценные бумаги никогда не бывают в свободной продаже. Компания может не раскрывать свою работу перед общественностью, за исключение госудаственных органов. Такое подход позволяет применять больше методов и организационных структур для управления хозяйственным обществом.

Участники несут больший риск благодаря закрытому типу работы, а также сложной процедуре реализации ценных бумаг закрытого предприятия.

Главные характеристики и особенности акционерного общества:

  • Размер уставного фонда обязательно должен быть выше 100 МРОТ;
  • Увеличение уставного фонда возможно после голосования, где положительные голоса отдали ⅔ участников;
  • Имущество вносится в УК только после независимой экспертной оценки;
  • Участники общества имеют повышенный приоритет на покупку акций своего соучеридителя (подобная сделка фиксируется как обыкновенная сделка купли-продажи между участниками);
  • Только общее собрание совета правления решает: снизить или увеличить стоимость акций;
  • Устав определяет форму управления компанией и организационную структуру;

Учредительным документом акционерного общества является устав (уставный договор). Данное правило справедливо для открытых и закрытых обществ. Также, как и акции используются для раздела долей между собственниками (владельцами).

Уставный капитал разделяется между всеми участниками и гарантирует платежеспособность организации перед другими контрагентами. В НАО учредительный документ определяет количество участников и размер доли каждого (через покупку им определенного количества акций). В ПАО устав определяет только уставный фонд.

Хозяйственная деятельность публичной организации (ПАО) публикуется в общественный доступ (обычно публикуется на официальном сайте компании). НАО может скрывать свою работу от третьих лиц, в обязательном порядке отчитывается только перед государственными органами.

Участник публичного акционерного общества могут продавать любое количество своих ценных бумаг любому лицу без ограничений и пояснения причин. Участник закрытого предприятия продает свои акции другим участникам, и только после собрания и разрешения включить иных лиц, продать ему свою долю. Указанное ограничение являются существенными минусом в НАО и плюсом для ПАО.

Оба типа организации отличаются от ООО (общество с ограниченной ответственностью) тем, что в ООО участники определяют свое влияние посредством разделения своей доли на части и не зависят от количества акций.

НАО ПАО
Количество участников от 1 до 50 от 1 и более
Уставной капитал от 10.000 рублей от 100.000 рублей
Преимущественное право у акционеров на приобретения акций Есть Нет
Распределение акций Акции распределяются учредителями или заранее ограниченным кругом лиц Акции распределяются между неограниченным количеством лиц
Отчетность Обязательная публичная бухгалтерская отчетность не предусмотрена Обязательная публикация бухгалтерского баланса, отчетностей, счетов прибыли и убытков
Ведение реестра акционеров Ведение реестра акционеров необязательно Обязательное ведение реестра акционеров
Подтверждение решений Реестродержатель или нотариус подтверждает решения общества Принятие решений подтверждает только реестродержатель
Отчуждение акций В Уставе возможно предусмотреть возможность отчуждения акций Право отчуждения акций не предусмотрено

Как и любое юр. лицо, АО несет ответственность перед контрагентами по принятым на себя обязательствам. В соответствии с п. 1 ст. 3 Закона № 208-ФЗ общество отвечает перед кредиторами всем принадлежащем ему имуществом, т.е. движимыми и недвижимыми активами, деньгами на счетах и в кассе, ценными бумагами и т.д.

Компания не отвечает по обязательствам своих участников, но акционеры могут быть привлечены к субсидиарной ответственности по обязательствам акционерного общества в случае его банкротства.

Требования к акционеру могут быть предъявлены при недостаточности собственного имущества АО для исполнения долговых обязательств. Привлечение участников к ответственности допускается только в случае, если несостоятельность АО наступила по их вине.

Хозяйственные общества: понятие и виды

  • Хозяйственное общество – коммерческая организация с разделенным на доли (акции) учредителей (участников) уставным капиталом.
  • Хозяйственные общества характеризуются следующими признаками:
  • Вклады разделены на доли уставным капиталом;
  • Все имущество, приобретенное или произведенное, принадлежит товариществу;
  • Высшим органом является собрание участников;
  • Хозяйственные общества рассматриваются, как объединения капиталов, которое не предполагает, хотя и не исключает, обязательного личного участия учредителей в своих делах;
  • Участники хозяйственных обществ не отвечают по его обязательствам, а только несут риск убытков, связанных с деятельностью общества. Государственные органы и муниципальные органы не вправе учувствовать в хозяйственных обществах.

Гражданское законодательство в данный момент выделяет 2 виды хозяйственных обществ: общества с ограниченной ответственностью и акционерные общества.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *