Понятия «ребенок с ОВЗ» и «ребенок-инвалид»

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Понятия «ребенок с ОВЗ» и «ребенок-инвалид»». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Обучающийся с ОВЗ – физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий (ст. 2 ФЗ-273).

Какова процедура получения инвалидности

Всем, кто задумался, с чего начать оформление инвалидности, стоит помнить, что для установления инвалидности необходимо пройти медико-социальную экспертизу (МСЭ). Ее проводят бюро медико-социальной экспертизы на основании направления, выданного в лечебном учреждении по решению врачебной комиссии. При этом потребуется письменное согласие гражданина или его представителя (с указанием предпочтительной формы проведения МСЭ – с личным присутствием или без, а также способа получения уведомления о проведении экспертизы).

Важно! Если медицинская организация отказывается направлять гражданина на МСЭ, ему выдается заключение врачебной комиссии, которое можно обжаловать в региональном или федеральном министерстве здравоохранения или в Росздравнадзоре.

Бюро проводит экспертизу и выдает гражданину справку об инвалидности и индивидуальную программу реабилитации или абилитации. В программе перечисляют технические средства реабилитации, которые ему необходимы и положены после получения инвалидности бесплатно (костыли, инвалидное кресло, протезы, сиденье для ванной, прикроватный туалет и так далее).

В чем разница статусов?

Перечень детей, относящихся к группе ОВЗ, не закрыт и, кроме того, существенно отличается от ограничений жизнедеятельности, на основании которых устанавливается инвалидность. Обучающийся с ОВЗ – это обучающийся, нуждающийся в создании специальных условий для получения, в первую очередь, качественного доступного образования. Например, у слабовидящего ребенка может быть статус ОВЗ, так как ему необходимы специальные технические приспособления (увеличительные лупы и др.), пособия для обучения в школе. При этом у такого ребенка нет таких ограничений жизнедеятельности, в соответствии с которыми присваивается статус ребенок-инвалид.

Не каждому ребенку-инвалиду требуются специальные условия для получения им образования. Например, ребенок с диагнозом сахарный диабет имеет статус «инвалид», но ему не нужны специальные образовательные условия. Следовательно, он не имеет статус «обучающийся с ОВЗ». В этом случае он получает реабилитационные услуги не в образовании, а в иных сферах (здравоохранении, социальной защите).

Вместе с тем, один и тот же обучающийся может быть и инвалидом, и лицом с ОВЗ. Например, глухой ребенок получает статус «ребенок-инвалид» (у родителей есть справка МСЭ об инвалидности и ИПРА), а также и статус «обучающийся с ОВЗ» (имеется заключение ПМПК).

В таком случае в разделе ИПРА, посвященном образовательной реабилитации, и заключении ПМПК должны быть идентичные с заключением ПМПК формулировки.

Заболевания для III группы

Бывает нелегко по внешним признакам отличить здоровых от инвалидов III группы. Граждане с этой группой вправе работать, поскольку показатели потери функций составляют 40-60%.

К заболеваниям для присвоения III группы инвалидности относятся:

  • рак в начальной стадии;
  • отсутствие одного глаза;
  • птоз одного глаза (постоянный, сохраняющийся после лечения);
  • двусторонняя глухота;
  • дефекты челюсти при отсутствии способности жевать;
  • дефекты лица, устранимые только путем хирургического вмешательства;
  • дефекты костей черепа;
  • паралич кисти, одной из конечностей, вызывающий гипотрофию мышц;
  • наличие инородного предмета в головном мозге после травмы;
  • установка инородного тела в область сердца (кардиостимулятор, искусственный клапан);
  • ампутация кисти, одного или нескольких пальцев;
  • одна почка или легкое.

Как оформить инвалидность: пошаговая инструкция

Разберем получение инвалидности в 2022 пошагово с учетом новых правил.

Шаг 1. Обратиться в поликлинику (государственную, муниципальную или частную, имеющую соответствующую лицензию) для обследования и получения направления на медико-социальную экспертизу.

Направление оформляется специалистами медицинской организации. Оно содержит:

  • полную информацию о состоянии здоровья и результатах обследований;
  • сведения о выбранной гражданином форме прохождения экспертизы (очная или заочная);
  • способ получения уведомлений и документов (в личном кабинете на Госуслугах, непосредственно в отделении МСЭ или почтой).

Если медицинская организация отказывает в выдаче направления на МСЭ, на руки гражданину выдается заключение врачебной комиссии, которое он вправе обжаловать в Минздраве (региональном или федеральном) или в Росздравнадзоре.

Шаг 2. Медицинская организация самостоятельно передает в учреждение МСЭ направление и все сведения, которые требуются для проведения экспертизы.

Дальнейшая инструкция, как оформить инвалидность, зависит от формата прохождения экспертизы. Если гражданин выбрал заочный, то на этом все, остается только дождаться решения.

Шаг 3. Если МСЭ производится очно, то пройти экспертизу лично.

Собирать и везти в бюро ещё один пакет документов не требуется, к ним всё поступит из направляющей организации.

Кроме бюро МСЭ, если нет возможности туда приехать, освидетельствования происходят:

  • на дому при невозможности явки из-за здоровья;
  • в медорганизации, где человек находится на стационаре;
  • в организации стационарного соцобслуживания;
  • в исправительном учреждении.

Шаг 4. Получить справку об инвалидности и ИПР.

Реабилитация инвалидов

Для гражданина, признанного инвалидом, специалистами бюро (главного бюро, Федерального бюро), проводившими медико-социальную экспертизу, разрабатывается индивидуальная программа реабилитации.

Реабилитация инвалидов — это система и процесс полного или частичного восстановления способностей инвалидов к бытовой, общественной и профессиональной деятельности. Реабилитация инвалидов направлена на устранение или возможно более полную компенсацию ограничений жизнедеятельности, вызванных нарушением здоровья со стойким расстройством функций организма, в целях социальной адаптации инвалидов, достижения ими материальной независимости и их интеграции в общество.

Основные направления реабилитации инвалидов включают в себя:

восстановительные медицинские мероприятия, реконструктивную хирургию, протезирование и ортезирование, санаторно-курортное лечение;

профессиональную ориентацию, обучение и образование, содействие в трудоустройстве, производственную адаптацию;

социально-средовую, социально-педагогическую, социально-психологическую и социокультурную реабилитацию, социально-бытовую адаптацию;

физкультурно-оздоровительные мероприятия, спорт.

Реализация основных направлений реабилитации инвалидов предусматривает использование инвалидами технических средств реабилитации, создание необходимых условий для беспрепятственного доступа инвалидов к объектам инженерной, транспортной, социальной инфраструктур и пользования средствами транспорта, связи и информации, а также обеспечение инвалидов и членов их семей информацией по вопросам реабилитации инвалидов.

ИНФОРМАЦИЯ ПО НОВЫМ ПРАВИЛАМ ПРИЗНАНИЯ ЛИЦА ИНВАЛИДОМ

1 июля 2022 года вступило в силу постановление Правительства Российской Федерации от 5 апреля 2022 г. № 588, утверждающее Правила признания лица инвалидом (далее –Правила).

Обращаем внимание, с вступлением в действие Правил с 1 июля 2022 года прекращает свое действие Временный порядок признания лица инвалидом, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 16 октября 2020 г. № 1697, предусматривающий автоматическое продление инвалидности.

Гражданам, у которых срок переосвидетельствования установлен после 1 июля 2022 года, установление группы инвалидности (категории «ребенок-инвалид») и/или процентов утраты профессиональной трудоспособности будет осуществляться на основании направления на медико-социальную экспертизу, выданного медицинской организацией по форме 088/у.

Читайте также:  Перевод нежилого помещения в жилое — 5 шагов

Обращаем внимание, что в соответствии с Правилами решение об установлении инвалидности (категории ребенок-инвалид) будет приниматься преимущественно заочно, без личного присутствия гражданина на основании документов, выданных медицинскими организациями, за исключением ряда случаев, в том числе выбора гражданином формы проведения медико-социальной экспертизы с личным присутствием (очно).

Правила предусматривают сохранение ранее действовавших норм, а также введение ряда новых существенных положений, таких как:

  • возможность выбора гражданином формы проведения медико-социальной экспертизы (МСЭ) – с личным присутствием (очно) или без личного присутствия (заочно);
  • введение единого согласия гражданина на направление и проведение МСЭ, которое оформляется гражданином в медицинской организации;
  • возможность проведения освидетельствования в дистанционной форме с применением информационных технологий (с 1 июня 2023 года);
  • проведение заочной экспертизы с ограниченным доступом к персональным данным гражданина (с 1 января 2024 года).

Из Правил исключены положения, предусматривающие возможность гражданина самостоятельно обращаться в бюро МСЭ в случае отказа медицинской организации в направлении его на экспертизу, и направление гражданина на МСЭ органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, либо органом социальной защиты населения.

Одновременно, в целях сохранения прав граждан на получение объективного заключения о необходимости направления на медико-социальную экспертизу, Правила содержат положения, о том, что в случае отказа медицинской организации в направлении гражданина на медико-социальную экспертизу ему выдается заключение врачебной комиссии соответствующей медицинской организации, и гражданин (его законный или уполномоченный представитель) вправе подать жалобу на такое решение медицинской организации в орган, осуществляющий в отношении указанной медицинской организации функции учредителя, в территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения, если медицинская организация относится к государственной, муниципальной и частной системам здравоохранения на территории субъекта Российской Федерации и в Федеральную службу по надзору в сфере здравоохранения, если медицинская организация относится к системе здравоохранения федерального уровня.

Предполагается, что основная доля экспертиз будет проводиться в заочной форме при условии получения качественно оформленных направительных документов из медицинских организаций.

Новый порядок прохождения МСЭ

Еще раз: по Постановлению № 588, с 01.07.2022 гражданин вправе выбирать формат освидетельствования — очный или заочный. В некоторых случаях по ходу дела потребуются оба.

Очное освидетельствование проводится:

  • если выявлены несоответствия в экспертных заключениях или возникли сомнения в их достоверности;
  • если требуются дополнительные обследования;
  • для разработки программы реабилитации и адаптации;
  • по желанию самого гражданина или его законного представителя.

Главное не только то, какие новые правила в 2022 году при получении группы инвалидности выполняют медорганизации, но и сокращение количества бумаг, которые потребуется носить из кабинета в кабинет. Минтруд обещает, что благодаря электронному взаимодействию, данные будут передаваться между учреждениями в цифровом формате, а результаты экспертизы — направляться в личный кабинет на ЕПГУ.

В остальном все по-старому: медицинская организация в направлении на МСЭ указывает сведения о результатах медицинских обследований, необходимых для получения клинико-функциональных данных в зависимости от заболевания, отражающих:

  • состояние здоровья гражданина;
  • степень нарушения функций органов и систем организма;
  • состояние компенсаторных возможностей организма;
  • проведенные реабилитационные или абилитационные мероприятия.

В первичном направлении на МСЭ не указывают на необходимость проведения иных медицинских обследований гражданам:

  • имеющим заболевания, дефекты, необратимые изменения или нарушения, включенные в перечень;
  • направляемым на МСЭ с целью разработки индивидуальной программы реабилитации или абилитации инвалида (ребенка-инвалида) при наличии ранее проведенных в течение 12 месяцев обследований, подтверждающих заболевания, дефекты, необратимые изменения и степень выраженности нарушений функций органов и систем организма.

Решение об установлении инвалидности (категории «ребенок-инвалид») впервые и о разработке индивидуальной программы реабилитации или абилитации принимается бюро МСЭ на основании сведений о состоянии здоровья гражданина, содержащихся в направлении, выданном медицинской организацией.

Кратко о порядке установления инвалидности

Все причины, по которым устанавливается инвалидность, подробно указаны в законодательстве. Определить состояние человека, нарушение его жизненно важных функций, нуждаемость в мерах социальной поддержки должна медико-социальная экспертиза или МСЭ. Для того, чтобы был установлен факт инвалидности, предварительно собирается медицинская документация: заключение о состоянии здоровья, справки о прохождении лечения, больничные листы, документы, подтверждающие профессиональное заболевание или получение травмы.

Начинать процедуру следует с поликлиники по месту жительства и лечащего врача. На приеме вы получите список специалистов и перечень анализов, которые необходимо пройти и сдать. Сейчас весь процесс переведен в цифровой формат – то есть обходной лист заполняется на компьютере и передается на заключительный этап экспертизы тоже по цифровым каналам. Более того, в перспективе ближайшего будущего специалисты МСЭ будут получать обезличенные документы и даже не знать, какого конкретного пациента они рассматривают, за исключением особо сложных случаев. Вся экспертиза будет проходить заочно, без присутствия человека. Исключение составляют только ситуации, когда пациент проживает в специальном интернате или у него особо сложный случай.

Кроме группы, по итогам МСЭ устанавливают причину инвалидности. Всего их в списке 23, но этот перечень открытый. Причиной может быть общее заболевание, трудовое увечье, инвалидность с детства, военная травма или заболевание, связанное с последствиями радиационных воздействий и так далее.

Если документы, подтверждающие факт профессионального заболевания, трудового увечья, военной травмы или других обстоятельств, отсутствуют, в качестве причины инвалидности указывается общее заболевание.

В этом случае бюро оказывает человеку содействие в получении указанных документов. И запросит их самостоятельно у соответствующих государственных органов и предприятий. После поступления в бюро этих документов причина инвалидности меняется без дополнительного освидетельствования.

Установление причины инвалидности влияет на условие назначения пенсии и её размер. Например, пенсия по инвалидности, получаемая военным лицом, выше размера выплаты, получаемой гражданским лицом.

В случаях, требующих специальных видов обследования, проводится дополнительное исследование по программе, утверждаемой руководителем бюро. Человек может отказаться от предлагаемого обследования. Тогда решение об отказе в признании его инвалидом принимается на основании имеющихся данных. И такая пометка отражается в протоколе проведения МСЭ.

Если человек не согласен с решением об отказе в установлении инвалидности, с присвоенной группой или сроком, на который устанавливается инвалидность, он может обжаловать его в течение 1 месяца в вышестоящем бюро.

В России инвалидам оказывается материальная, социальная и медицинская помощь. Кроме страховой пенсии, государство стремится обеспечить маломобильным гражданам такие условия реабилитации и абилитации, чтобы их жизнь была полноценной, комфортной и не отличалась от жизни других людей.

Закон предусматривает административную ответственность за отказ в приёме на работу, посещение концерта или ресторана, обусловленный, состоянием здоровья или внешним видом человека-инвалида. И всё это формирует культуру общения в обществе, которая передаётся из поколения в поколение и заслуживает уважения.

Необходимые документы

Помните: пройти медико-социальную экспертизу вправе только лицо, предоставившее следующие документы. Это:

  • назначение на прохождение экспертизы. Его выдает лечебно-профилактическое учреждение. В нем рассказывается о состоянии здоровья пациента, указывается степень нарушения работы его органов и систем, указывается состояние компенсаторных возможностей организма, результаты проведенной реабилитации;
  • заявление гражданина, направленного на экспертизу. Также эти действия может осуществлять и законный представитель пациента. Заявление оформляется на имя руководителя медицинского учреждения;
  • документы с подтверждением плохого состояния здоровья пациента.

Когда пациенту присваивается бессрочная степень инвалидности

Бессрочная инвалидность устанавливается только в определенных случаях. Ее ставят, если пациент имеет:

  • I, II степень инвалидности и неизменные патологии в здоровье;
  • инвалидность, которая не меняется у него в течение 15 лет;
  • общие заболевания, выраженные в тяжелой форме. У него может отсутствовать конечность, слух, развиваться острые формы нервных болезней, сложные формы неврологии;
  • инвалидность I, II. Причем это могут быть женщины старше 50 лет и мужчины старше 60 лет;
  • инвалидность в связи с участием в ВОВ;
  • воинское звание и инвалидность I, II группы;
  • серьезные недуги, полученные им во время военных действий.
Читайте также:  Заборы, борщевик, шашлык: какие штрафы могут грозить дачникам в 2022 году?

По новому приказу минтруда по инвалидности бессрочная инвалидность присуждается людям:

  • с онкологией и метастазами;
  • с неоперабельными доброкачественными опухолевыми образованиями, локализованными в головном, спинном мозге;
  • которым была удалена гортань, и они направлены на повторную операцию;
  • с врожденным или приобретенным слабоумием;
  • имеющим проблемы в ЦНС. т.е. тем, у кого отсутствует речь, зрение, снижена двигательная активность;
  • имеющим проблемы с глотанием;
  • потерявшим зрение;
  • страдающим от слепоглухоты или полной глухоты;
  • страдающим от осложненного цирроза печени;
  • страдающим от хронической почечной недостаточности 3 степени;
  • страдающим от свищей в анальном отверстии, мочевыделительном канале;
  • страдающим от врожденных аномалий в костной ткани, нарушающих опорные функции;
  • перенесшим травму спинного, головного мозга и страдающим от последствий;
  • не имеющим конечностей.

Кто присваивает статус инвалида

Пропускать процедуру переосвидетельствования категорически нельзя, так как человек может лишиться права считаться инвалидом. При прохождении переосвидетельствования есть все шансы получить смену категории, если врачи сочтут, что человек идет на поправку или состояние его здоровья ухудшилось.

При удовлетворительном состоянии здоровья, человек может лишиться статуса инвалидности.
Направление на освидетельствование выдается лечебно-профилактическими учреждениями, независимо от прав собственности, а также органами пенсионного обеспечения или социальной защиты.

Важно понимать, что человек самостоятельно может обратиться в бюро МСЭ, если ранее одна из организаций отказала ему в выдаче направления.

Иногда возникают определённые жизненные ситуации, которые требуют повторного проведения освидетельствования до указанных в справке сроков. Законодательство предусматривает и такой вариант.

Данная процедура может быть осуществлена не более чем за 2 месяца до окончания установленного комиссией МСЭ срока инвалидности.
К сожалению, члены комиссии, порой, принимают решения, основываясь на субъективных впечатлениях, произведённых лицом, проходящим освидетельствование инвалидности.

Именно поэтому, собираясь на очередную проверку комиссией медико-социальной экспертизы, нужно быть основательно подготовленным.

Как уже говорилось ранее, только комиссия имеет право признать человека недееспособным и дает ему определенную степень инвалидности. Все нарушения в здоровье человека можно поделить на такие группы:

  • Статодинамические – нарушение двигательных способностей, например, ограничены движения головы, тела, конечностей и имеются проблемы с координацией.
  • Нарушения психики, которые характеризуются невозможностью запоминания, восприятия окружающей действительности, отсутствием здравого мышления.
  • Речевые – заикание, сложности в изучении приемов письма, присутствие вербальной или невербальной речи.
  • Проблемы в работе кроветворной системы, обменных процессах, сбои в работе системы пищеварения или органов дыхания.
  • Физическое уродство – сильнейшие изменения в конфигурации тела или отдельных его частей.

Постановления Правительства РФ от 10.08.2016 N 772) (см. текст в предыдущей редакции) г) инвалидность с детства; (в ред. Постановления Правительства РФ от 10.08.2016 N 772) (см. текст в предыдущей редакции) д) инвалидность с детства вследствие ранения (контузии, увечья), связанная с боевыми действиями в период Великой Отечественной войны 1941 — 1945 годов; (в ред. Постановления Правительства РФ от 10.08.2016 N 772) (см.

При каких заболеваниях дают инвалидность в 2021 году?

Для оформления детской инвалидности, родителям нужно представить следующие документы:

  • Направление, выписанное медицинским учреждением или управлением социальной защиты населения.
  • Заявление, написанное законным представителем ребенка.
  • Документы, свидетельствующие о наличии проблем со здоровьем: история болезни, амбулаторная карта, заключения врачей, выписки из поликлиники.
  • Характеристика из образовательного учреждения, написанная классным руководителем и подписанная директором.
  • Свидетельство о рождении для несовершеннолетних граждан до 14 лет.
  • Удостоверение личности родителя, который подает бумаги на оформление.
  • Справка из жилищно-эксплуатационной конторы, подтверждающая прописку.
  • Дубликаты всей необходимой документации.

Как правило, при прохождении МСЭ, ребенка обследуют следующие врачи:

  • хирург;
  • эндокринолог;
  • ЛОР;
  • невролог
  • окулист;
  • хирург-ортопед.

Следует учитывать, что хирург-ортопед и хирург — это различные специалисты, поэтому посещение каждого из них является обязательным условием. Кроме того, детям необходимо сдать в поликлинике анализы крови и мочи.

Если у ребенка кроме основной болезни присутствуют еще какие-либо заболевания, ему нужно дополнительно обследоваться у других врачей. Медицинская экспертиза обычно проводится по предварительно записи. Если же ребенок проходит ее уже не в первый раз, на нее рекомендуется предварительно записаться до того момента, как у него закончится срок инвалидности.

На комиссию обязательно нужно приходить вовремя и не опаздывать, в ином случае, врачи могут вас и не принять, и тогда вновь придется вставать в очередь, длящуюся в течение месяца, в связи с чем, все результаты анализов могут потерять свою актуальность.

После того как получены заключения специалистов, их вместе с анализами необходимо предоставить участковому педиатру. Врач составит историю болезни, в которой будут указаны все сделанные ребенку прививки; заболевания, которые он перенес, а также поставленные ему диагнозы.

Если он обучается в образовательном учреждении, специалисту также следует представить характеристику из школы, имеющую два печати. Однако здесь могут возникнуть некоторые сложности, особенно, если данный документ нужно передать психиатру, поэтому для его получения рекомендуется сделать предварительный запрос.

В том случае, если у ребенка присутствуют генетически нарушения, родителям необходимо отнести врачебное заключение в психо-неврологический диспансер. Желательно, чтобы педиатр сразу же указал в заключении все рекомендации для лечения ребенка, а также написал, какие необходимо предоставить средства для его реабилитации, так как в дальнейшем это позволит ему получить права на определенные льготы.

После того, как лечащим врачом получены все данные, он передает их на подпись заведующему больничного отделения, у которого вся документация может храниться от 1-3 недель. Заключения медиков, а также список документов, на основании которых было выполнено оформление инвалидности, вносятся в акт МСЭ и хранятся на протяжении 10 лет в архиве.

Документы на инвалидность оформляются в следующих случаях:

  • У несовершеннолетних граждан нарушены в организме основные функции, в результате полученных травм или тяжелых заболеваний (психические, речевые, сенсорные, языковые, статодинамические). Кроме того, у них могут присутствовать заболевания органов пищеварения, дыхания, кровообращения, а также нарушения функций выделения и обмена веществ.
  • В связи с ограничением жизнедеятельности, у детей частично или полностью утрачена способность, ориентироваться в пространстве; контролировать свои действия; осуществлять передвижение и самостоятельно себя обслуживать. У них могут быть также затруднения с общением, обучением и возможностью выполнять трудовую деятельность.

Одна из главных причин, побуждающих родителей оформлять документы на инвалидность — это пенсия, которая предоставляется ребенку государством.

Детям положена выплата материального пособия, предназначенного для ухода за ними и приобретения для них различных лекарственных и технических средств. Несовершеннолетним лицам положены следующие виды льгот:

  • бесплатное лечение в санаториях;
  • бесплатное приобретение медицинских препаратов, выписанных по врачебному рецепту (в том случае, если лечение проводится амбулаторно);
  • право на льготный проезд на воздушных, речных и железнодорожных транспортных средствах;
  • бесплатные поездки в автобусах, троллейбусах и другом общественном городском транспорте (за исключением такси);
  • привилегии на получение различного медицинского оборудования (протезно-ортопедическая продукция, устройства для передвижения и другие изделия).
Читайте также:  Маткапитал-2023: как потратить ₽779 тыс. на улучшение жилищных условий

Следует учитывать, что льготами обладают не только дети с ограниченной жизнедеятельностью, но и их родители или законные опекуны. Им предоставляется возможность работать в сокращенном режиме; получать дополнительные отпуска; оплачивать в меньшей сумме налоги и жилищно-коммунальные услуги.

Женщины, работающие в сельской местности, обладают правом на получение одного в месяц дополнительного выходного дня без сохранения заработной платы, который им предоставляется по письменному заявлению. Право выхода на досрочную пенсию могут получить следующие граждане:

  • родители или опекуны детей – инвалидов, которые воспитывали их до восьми лет;
  • женщины в возрасте 50 лет при трудовом стаже не менее пятнадцати лет;
  • мужчины, достигшие 55 лет и имеющие стаж не менее двадцати лет.

Привилегии, положенные детям и их родителям также во многом зависят от группы инвалидности, которая определена медицинской комиссией.

  1. 1 группа считается наиболее тяжело формой и устанавливается на два года. Она присваивается детям, который не могут самостоятельно осуществлять за собой уход (одеваться, есть, передвигаться). Как правило, у таких детей возникают сложности при общении со своими сверстниками, а кроме того, им необходим регулярный контроль со стороны родителей.
  2. 2 группа устанавливается на один год. Она предполагает ограничения жизнедеятельности, связанные с трудом и обучением. Дети, имеющие данную форму инвалидности, обычно обучаются в специальных учреждениях.
  3. 3 группа присваивается на год несовершеннолетним лицам, которые способны самостоятельно проходить обучение, общаться и передвигаться, однако обладают замедленной реакцией, плохой ориентацией и нуждаются в регулярной опеке взрослых и их контроле.

Следует учитывать, что группа инвалидности может измениться, если в состоянии здоровья ребенка имеются сдвиги в лучшую или худшую сторону. В этом случае изменяется и размер положенных ему пенсионных выплат.

После завершения обследования, в течение определенного срока, который обычно занимает не более месяца, ребенку выдают документ, в котором указана его форма инвалидности.

После этого, родители должны для оформления пенсии отнести справку в Пенсионный фонд по своему месту жительства. В данное учреждение также необходимо представить следующие документы:

  • свидетельство о рождении и его дубликат;
  • сберегательная книжка на имя ребенка;
  • реквизиты счета в Сбербанке законных представителей несовершеннолетнего лица;
  • удостоверения личности родителей и их копии;
  • СНИЛС родителя и ребенка.

Категория «ребенок-инвалид» должна быть присвоена несовершеннолетнему лицу, не позднее, чем через два года после того, как его инвалидность была подтверждена первично. Как правило, она устанавливается до начала месяца, наступающего вслед за тем месяцем, когда должно проводиться переосвидетельствование, то есть следующая медицинская экспертиза.

После того, как прошло переосвидетельствование, родителям следует проверить все реабилитационные мероприятия, назначенные детям, которые указаны в ИПРИ. Такая программа обычно включает в себя санаторно-курортное лечение, технические устройства и другие средства, направленные на реабилитацию детей-инвалидов.

Однако нужно учитывать, что ежегодное прохождение проверки является необязательным для каждого ребенка. В некоторых случаях дети проходят обследование, позволяющее определить их состояние, один раз в два года.

На основе какой программы должен обучаться ребёнок, имеющий статус инвалид и/или ОВЗ?

Статус ребёнка Наименование программы Выдержка из нормативно-правового документа
ОВЗ АОП или АООП «адаптированная образовательная программа — образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц» (ст.2, п. 26 ФЗ об образовании № 273 от 29.12.2012)

«Общее образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья осуществляется в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам….» (ст. 79, п.2. ФЗ об образовании № 273 от 29.12.2012)

Ребёнок-инвалид ООП Чёткого ответа на этот вопрос в нормативно-правовых документах я не нашла, поэтому высказываю тут своё мнение, которое сформировалось у меня на основе всего описанного в этой статье. Если ребёнок-инвалид не имеет отклонений в физическом и (или) психологическом развитии, то обучение ребёнка осуществляется по ООП в соответствии с ИОМ (по необходимости). При этом ИОМ составляется с учётом ИПРА.

Обучение ребёнка, если у него только статус инвалида, по АООП или АОП происходить не может, т.к. рекомендации по программе обучения даёт ПМПК. Об этом говорится в приказе Минобрнауки РФ от 20.09. 2013 г. №1082 «Об утверждении Положения о психолого-медико-педагогической комиссии» в п.21. Там сказано: «В заключении комиссии, заполненном на бланке, указываются: …рекомендации по определению формы получения образования, образовательной программы, которую ребенок может освоить, форм и методов психолого-медико-педагогической помощи, созданию специальных условий для получения образования.»

Ребёнок-инвалид и ОВЗ АОП или АООП «Общее образование, профессиональное образование и профессиональное обучение инвалидов осуществляются в соответствии с адаптированными образовательными программами и индивидуальными программами реабилитации, абилитации инвалидов(ст. 19 ФЗ об образовании № 273 от 29.12.2012)

Понятие «ограниченные возможности здоровья»

Обучающийся с ОВЗ — физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий (ст. 2 ФЗ-273).

Статус ребенка с ОВЗ присваивается психолого-медико-педагогической комиссией (ПМПК).

В ПМПК входят: учитель-дефектолог (сурдопедагог, тифлопедагог), учитель-логопед, педагог-психолог, социальный педагог, врач-психиатр, врач-невролог.

К группе лиц с ограниченными возможностями здоровья (ст. 79 ФЗ-273) относятся дети с нарушениями слуха, зрения, с тяжелыми нарушениями речи, опорно-двигательного аппарата, с расстройствами аутистического спектра, с задержкой психического развития, умственной отсталостью и другие. Исчерпывающего перечня заболеваний, при наличии которых обучающиеся признаются лицами с ОВЗ, нет.

Категория «обучающийся с ОВЗ» определена не с точки зрения собственно ограничений по здоровью, а с точки зрения необходимости создания специальных условий получения образования, исходя из решения коллегиального органа — ПМПК.

Документы для оформления инвалидности ребенку и порядок оформления

Дети, имеющие право на инвалидность, должны пройти медицинскую экспертизу (МСЭ). Экспертиза представляет собой прохождения врачей, имеющих отношение к конкретному заболеванию. Кроме того, подготовка включает сдачу анализов крови и мочи (общие анализы).

Направление на экспертизу выдается педиатром по месту жительства или в медицинском учреждении соцзащиты.

После получения заключений от врачей, ребенка направляют обратно к педиатру. Задача врача на данном этапе — оформить эпикриз и сделать заключение. Документ визируется заведующим клиникой. Также, пациенту выдается направление на индивидуальную реабилитацию.

Комиссия МСЭ проводится по предварительной записи. Соответственно, записаться можно еще на этапе прохождения врачей. Когда МСЭ не присвоила инвалидность, датой ее начала будет дата подачи заявления в комиссию.

В МСЭ подается такой пакет документов:

  1. Заявление родителей
  2. Заявление по форме №080/у-06 выданное главврачом клиники
  3. Карта пациента из медучреждения
  4. Характеристика из школы (для детей, которые проходят комиссию в учебный период)
  5. Результат предыдущей комиссии (для повторного прохождения)
  6. Паспорт или св-во о рождении пациента

Если ребенку положены пенсионные выплаты, в ПФ подаются следующие документы:

  1. Заявление с просьбой о назначении пенсионных выплат
  2. Страховое св-во родителей и ребенка
  3. Св-во о рождении
  4. Результат МСЭ


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *