Приговор с переквалификацией взятки на мошенничество

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Приговор с переквалификацией взятки на мошенничество». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Судебная статистика вскрыла удивительную закономерность: давать взятки гораздо опасней, чем брать. Дающие руки имеют огромное численное преимущество на скамьях подсудимых перед берущими. Судебный департамент при Верховном суде России обнародовал данные судебной статистики за год. Холодный анализ цифр дает горячую пищу для размышлений. За прошлый год за дачу взятки были осуждены почти 3 тысячи человек.

Какая уголовная ответственность грозит за взятку?

Уголовный кодекс Российской Федерации предусматривает достаточно серьезные наказания за коррупционные действия. К ним относятся дача взятки, ее получение, а также посредничество между должностным лицом и человеком, который пытается его подкупить. Вот какая уголовная ответственность за взятку предусмотрена российским законодательством:

  • получение взятки (ст. 290 УК РФ) – наказание напрямую зависит от суммы взятки и может составлять от условного срока лишения свободы до 15 лет тюремного заключения. Также на строгость санкций влияет занимаемая должность обвиняемого, общественный резонанс, действие в составе организованной группы, размер ущерба государственной собственности и имиджу страны, случаи рецидивов (если подобные преступления совершаются не в первый раз) и другие факторы. Помимо лишения свободы, виновный может быть оштрафован на солидные суммы (обычно сумма штрафа – это 10-20-кратный размер полученной неправомерной выгоды), а также ему может быть выдан запрет на определенные должности и виды деятельности в будущем (например, практически всегда запрещается в дальнейшем занимать высокие государственные посты);
  • дача взятки (ст. 291 УК РФ) – как и в случае с получением, передача неправомерной выгоды (подкуп) госслужащего наказывается в зависимости от конкретной суммы взятки – чем она выше, тем более строгим будут санкции. В случае незначительной взятки тюремное заключение может быть заменено условным сроком на 1-3 года, если же размер неправомерной выгоды признан значительным, крупным или особо крупным, виновный может получить до 12 лет за решеткой. Также на строгость наказания влияет наличие подобных действий в прошлом, участие в составе преступной группы, ущерб для государства и т. д. Вместе с заключением или без него взяткодатель может быть оштрафован (10-30-кратный размер взятки), также ему могут запретить занимать определенные должности;
  • посредничество в передаче взятки (ст. 291.1 УК РФ) – сравнительно недавно в Уголовный кодекс внесли также наказание для лиц, которые способствовали совершению коррупционного преступления. Обычно именно через них, а не напрямую, передаются деньги, а также выдаются необходимые документы в обмен на взятку. Наказание для виновных предусмотрено хоть и более мягкое, но всё равно довольно строгое: тюремное заключение до 6 лет (если речь идет о взятке в крупном или особо крупном размере, если преступление совершалось группой лиц или нанесен серьезный ущерб интересам государства). Кроме того, виновный может быть оштрафован на сумму, в 10-20 раз превышающую размер взятки, и к нему могут быть применены дополнительные ограничения в виде запретов той или иной деятельности.

Также нужно знать, что является взяткой с точки зрения законодательства. Речь идет не только о деньгах, материальная выгода может быть любой: ценные бумаги, драгметаллы, услуги, различные товары и т. д. В обмен на неправомерную выгоду взяткополучатель должен предоставить взяткодателю определенные услуги, выполнить действия или бездействовать вопреки своим должностным обязанностям (то есть, должна быть связь между подкупом и определенными преимуществами) – именно это дает основания для уголовной ответственности за дачу взятки. Взятка как преступление возможна только по отношению к государственному чиновнику, аналогичные действия в бизнесе называются коммерческим подкупом и наказываются по другим статьям.

Дают ли за получение взятки условный срок

следует понимать не только требование должностного лица или лица, выполняющего управленческие функции в коммерческой или иной организации, дать взятку либо передать незаконное вознаграждение при коммерческом подкупе, сопряженное с угрозой совершить действия (бездействие), которые могут причинить вред законным интересам лица, но и заведомое создание условий, при которых лицо вынуждено передать указанные

поста и лишен права занимать должности, связанные с выполнением функций представителя власти и с выполнением организационно-распорядительных и административно-хозяйственных функций на предприятиях и в учреждениях всех форм собственности сроком на два года», — говорится в решении Ивано-Франковского горсуда. В СБУ отметили, что чиновник требовал от предпринимателя 115 тысяч долларов за возможность

Степень тяжести и давность

Преступления по ст. 291 УК РФ, состоящей из пяти частей, отнесены к разным категориям тяжести. Соответственно, срок давности привлечения за них к уголовной ответственности составляет:

Часть статьи 291 УК РФ Категория тяжести преступления Срок давности
1 Небольшая 2 года
2 Средняя 6 лет
3 Тяжкая 10 лет
4 Особо тяжкая 15 лет
5 Особо тяжкая 15 лет

Интересные особенности

  • Взяткодатель привлекается по ст. 291 УК РФ даже, если сам взятку не передавал и воспользовался для этого услугами посредника.
  • Обещание, предложение передать взятку рассматриваются как создание условий для преступления при ряде обстоятельств:
    • высказанное намерение доводилось до сведения предполагаемого взяткополучателя с целью дать взятку;
    • достигнута договоренность об этом.

При условии, что другие действия, направленные на реализацию намерения не были совершены независимо от воли участвующих лиц, это могут расценить как приготовление к даче взятки по ч. 1 ст. 30 и ст. 291.

  • Если незаконное вознаграждение не предназначалось для обогащения должностного лица или его близких, передавший его, знавший об этом, за дачу взятки в порядке УК отвечать не будет. Как пример можно привести спонсорскую помощь организации.
  • Покушением на дачу взятки будут действия лица, вручившего взятку посреднику, чтобы он передал ее должностному лицу, даже если он обманул взяткодателя и похитил полученные ценности.

Дача взятки также является преступным деянием

Попытка передачи имущественных активов лицу, занимающему госдолжность, квалифицируется как его подкуп и в подобной ситуации чиновник может, или получить эти активы, или отказаться от них. Если госслужащий соглашается принять их, его действия в соответствии со ст.290 УК России квалифицируются, как взяткополучательство, а действия лица, дающего взятку или оказывающего посредничество во взяточничестве, согласно ст.291 УК России квалифицируются, как взяткодательство.

В случаях, когда чиновник, занимающий госдолжность, отказывается от получения имущественных активов, действия лица, предлагающего имущественные активы, квалифицируются как покушение на взяточничество.

В существующей на сегодня судебной практике одновременное делопроизводство в отношении взяткодателя и взяткополучателя встречаются нечасто. Это связано со сложностью установления сговора между взяткодателем и взяткополучателем, так как один из них заявляет на другого в органы правопорядка и соответственно освобождается от ответственности.

Если в описываемой ситуации судебный пристав принял сделанное предложение, то такое противоправное действие осталось бы нераскрытым, так как договорившиеся стороны сохраняли в тайне эту незаконную сделку.

Следует отметить, что в соответствии с госполитикой по борьбе с коррупционными деяниями, в учреждениях всех уровней проводят занятия и семинары, на которых рассказывается, как правильно вести себя чиновникам в ситуациях, связанных с взяточничеством. Кроме того, существуют на регулярной основе специальные комиссии, решающие проблемы конфликтов интересов, дающие консультации по проблемам доходов и расходов, проводящие служебные проверки по действиям, имеющим признаки коррупции.

Ответственность за взяточничество лица, занимающего госдолжность, регламентируется ст.291 УК России:

  • за мелкое взяточничество при получении материальных ценностей стоимостью не более 25 тыс. руб. наказывается исправительным трудом на срок не более чем 2 года; выплата штрафа от 5 до 30 кратного размера взятки или фиксированного штрафа в размере не более 50 тыс. руб.;
  • за взяточничество, квалифицируемое как значительное при размере взятки от 25 тыс. руб. до 150 тыс. руб. – принудительная изоляция не более чем 5 лет; исправительным трудом не более чем на 2 года, выплата штрафных санкций от 10-ти до 40 кратного размера стоимости полученных взяточником материальных ценностей или выплата фиксируемой суммы до 1 млн. руб.;
  • за совершение противоправных деяний при получении материальных ценностей взяточником – принудительная изоляция не более чем на 8 лет; выплата штрафных санкций от 30-ти до 60-ти кратного размеру стоимости полученных взяточником материальных ценностей или выплата фиксируемой суммы до 1,5 млн. руб.;
  • за участие в преступном сообществе, требование передачи имущественных ценностей, получение материальных ценностей взяточником, квалифицируемой, как крупная (от 150 тыс. руб. до 1 млн. руб.) – принудительная изоляция в пределах 7–12 лет; выплата фиксированных штрафных санкций в пределах не более 3 млн. руб.; выплата штрафных санкций от 60-ти до 80-ти кратного размера полученных взяточником материальных ценностей;
  • за получение взяточником материальных ценностей, квалифицируемой как в особо крупном размере (более 1 млн. руб.) – принудительная изоляция от 8 до 15 лет; выплата штрафных санкций от 70-ти до 90 кратного размера стоимости полученных взяточником материальных ценностей или фиксированный штраф в размере от 2 млн. руб. до 4 млн. руб.
  • Что делать, если вы столкнулись с коррупцией, и как законы борются с ней?

    Вопросы
    совершенствования борьбы с коррупцией находятся в сфере пристального внимания
    Государственной Думы.

    Работа в этом направлении из созыва в созыв растет:
    если за прошлый созыв по линии Комитета по безопасности и противодействию коррупции было принято только 10 федеральных
    законов в этой области, то за два с половиной года седьмого созыва 7 антикоррупционных законов
    уже принято и столько же находятся на рассмотрении парламентариев.

    Основные
    положения антикоррупционного законодательства разъясняем вместе с Председателем
    Комитета по безопасности и противодействию коррупции Василием Пискаревым.

    Мне
    предлагают дать взятку – что мне делать? Куда я могу обратиться? Как закон
    защищает мои права?

    Если вам предлагают дать взятку или,
    тем более, у вас ее вымогают, необходимо обратиться на горячую линию Министерства внутренних дел или горячую линию Федеральной службы безопасности.

    Именно МВД и ФСБ осуществляют оперативно-розыскную деятельность, направленную на выявление
    преступлений коррупционной направленности.

    В свою очередь, уголовные дела о получении или даче взятки подследственны Следственному комитету России.

    Важно помнить, что закон всегда
    на стороне того, кто отказывается от дачи взятки.

    И если ее от гражданина вымогают, то коррупционер понесет еще более серьезное наказание. Вымогательство взятки
    является отдельным отягчающим обстоятельством – за это может грозить до 12 лет
    лишения свободы со штрафом до шестидесятикратной суммы взятки.

    Ответственность
    грозит только тому, кто взятку получил? Или того, кто ее дал, тоже накажут?

    Да, дача взятки – точно такое же
    нарушение закона, как и ее получение.

    За дачу взятки должностному лицу
    ст. 291 Уголовного кодекса РФ в том числе предусматривает от 2 до 15
    лет лишения свободы (если взятка была в особо крупном размере – это более 1 млн
    рублей), а также значительные штрафы.

    Освобождение от уголовной ответственности
    за дачу взятки возможно только в том случае, если гражданин активно способствовал раскрытию и (или) расследованию преступления, либо в отношении него имело место
    вымогательство взятки со стороны должностного лица, либо если он сам
    добровольно сообщил в правоохранительные органы о факте дачи взятки. Во всех
    остальных случаях тот, кто дает взятку – точно такой же коррупционер.

    Читайте также:  Как оформить медсправку на права

    А какие вообще наказания российский закон предусматривает для коррупционеров?

    В России для лиц, совершающих коррупционные
    преступления, предусмотрены жесткие наказания, вплоть до 15 лет лишения свободы.

    При этом введена система дополнительных санкций,
    таких, как штрафы, кратные сумме взятки или коммерческого подкупа, конфискации
    имущества, лишения права занимать определенные должности или заниматься
    определенной деятельностью. Штрафы могут достигать нескольких миллионов рублей
    или быть, например, кратными всей – также многомиллионной — сумме взятки.

    Кроме ст. 290 УК РФ (Получение взятки), отдельная ответственность предусмотрена за посредничество во взяточничестве –
    до 12 лет лишения свободы, а также за обещание или предложение такого
    посредничества. В последнем случае наказание может составить до 7 лет лишения
    свободы.

    И даже за мелкое взяточничество – до 10 тыс.
    рублей – наказанием станет штраф в размере до 200 тыс. рублей или в размере заработной
    платы или иного дохода осужденного за период до трех месяцев, либо исправительные
    работы на срок до одного года, либо ограничение свободы на срок до двух лет, либо
    лишение свободы — до одного года.

    И уголовной ответственности за получение взятки
    можно избежать только одним способом – никогда взяток не брать.

    Взятка – это только конверт с деньгами? А коробка конфет или бутылка шампанского может
    считаться взяткой? Какие ограничения по подаркам предусмотрены законом?

    Нет, по российскому уголовному
    законодательству взятка – это не только деньги, но и любые ценности, ценные
    бумаги, имущество – скажем, машина или квартира, или, как у классика, борзые
    щенки, а также имущественные права и незаконное оказание услуг имущественного
    характера.

    Например, если должностное лицо оказало какую‑то протекцию главному
    врачу платной, коммерческой клиники, а тот «отблагодарил» его бесплатным лечением – это и есть оказание услуг имущественного характера, а следовательно, – нарушение антикоррупционного
    законодательства.

    Государственным и муниципальным
    служащим в связи с выполнением своих служебных обязанностей законом запрещено
    получать подарки и вознаграждения – как деньги, так и, например, оплату поездок
    или развлечений, или того же лечения.

    Все подарки, полученные на протокольных,
    официальных мероприятиях или в служебных командировках должны передаваться в соответствующие государственные и муниципальные органы.

    Они признаются
    государственной или муниципальной собственностью.

    И даже подарки, которые, на первый
    взгляд, кажутся кому‑то незначительными, но которые должностное лицо получает за действия
    в интересах дающего, — это тоже коррупционное преступление. Об этом необходимо
    помнить. Были случаи, когда за бутылку коньяка, которую сотрудник ФСИН получал
    за право свидания родственника с заключенным, он привлекался к ответственности
    за получение взятки.

    Как
    контролируются доходы государственных и муниципальных служащих? Что им грозит
    за сокрытие информации?

    По закону контролируются доходы и расходы, имущество граждан, замещающих государственные и муниципальные
    должности, должности в правоохранительных органах и силовых структурах, а также, например, в Банке России, госкорпорациях и внебюджетных фондах. Подлежат
    контролю сведения о доходах и имуществе их супругов и несовершеннолетних
    детей.

    За непредоставление такой информации
    или сообщение заведомо ложных сведений о доходах и имуществе по закону
    должностному лицу грозит увольнение. А доход и имущество (объекты недвижимости,
    транспортные средства, акции, ценные бумаги, доли и паи), законность происхождения
    которых должностное лицо не сможет доказать, могут быть обращены в доход государства.

    Но в минувшем году мы
    усовершенствовали ответственность за совершение коррупционных правонарушений, в частности, в доход государства теперь может быть обращено не только имущество,
    законность приобретения которого должностное лицо не сможет доказать, но и денежная
    сумма, эквивалентная его стоимости, если обращение самого имущества по каким‑то причинам невозможно.

    Кроме того, состояние должностных лиц теперь
    контролируют и после их увольнения или ухода с государственной службы. Контроль
    за их доходами и расходами осуществляется прокуратурой.

    Наконец, на минувшей неделе мы
    приняли закон Президента РФ, который наделяет Генеральную прокуратуру полномочиями
    по эффективному поиску зарубежных счетов должностных лиц – напомню, им запрещено их
    иметь.

    Комитет по безопасности и противодействию коррупции продолжает последовательную работу над
    совершенствованием антикоррупционного законодательства.

    Она носит уже скорее
    точечный характер, потому что в нашей стране было сформировано современное,
    устойчивое, а главное, эффективное законодательство и его правоприменение –
    чему примером служат громкие антикоррупционные дела последних лет, когда к ответственности
    привлекались должностные лица самого высокого ранга.

    Но одним из важнейших вопросов
    остается формирование антикоррупционного правосознания в обществе, четкого
    понимания у каждого гражданина, что ни давать, ни брать взятки нельзя никогда и ни при каких условиях. И формироваться оно должно еще со школы.

    Каковы обязательные условия освобождения от ответственности по статье 291 УК РФ – дача взятки?

    Наиболее распространенными коррупционными преступлениями в нашей стране по-прежнему остаются преступления, связанные с взяточничеством. Именно они, наряду с другими коррупционными преступлениями, посягают на основы государственной власти и нарушают нормальную управленческую деятельность государственных и муниципальных органов и учреждений.

    Среди разновидностей взяточничества уголовное законодательство Российской Федерации отдельной статьей выделяет дачу взятки, как отдельный состав, образующий самостоятельное преступление, предусмотренное ст.

    291 УК РФ, при этом как показывает анализ обращений граждан к автору настоящей публикации, к сожалению, именно по этой статье имеет место быть достаточно не редкое привлечение к уголовной ответственности тех или иных лиц по причине незнания и не реализации обязательных условий освобождения от уголовной ответственности.

    В связи с указанными обстоятельствами, автором настоящей публикации решено было выделить и обратить внимание читателей на имеющиеся в уголовном законе условия в силу примечаний к статье 291 УК РФ (дача взятки), которые при определенной реализации могут в тех или иных случаях освободить от уголовной ответственности привлекаемых лиц. Итак, давайте рассмотрим их.

    К числу обязательных условий освобождения от уголовной ответственности за совершение преступления, предусмотренного статьей 291 УК РФ, в силу примечаний к данной статье, относятся добровольное сообщение после совершения преступления о даче взятки органу, имеющему право возбудить уголовное дело, а также активное способствование раскрытию и (или) расследованию преступления.

    Сообщение (письменное или устное) о преступлении должно признаваться добровольным независимо от мотивов, которыми руководствовался заявитель. При этом не может признаваться добровольным сообщение, сделанное в связи с тем, что о даче взятки стало известно органам власти.

    Активное способствование раскрытию или расследованию преступления должно состоять в совершении лицом действий, направленных на изобличение причастных к совершенному преступлению лиц (взяткодателя, взяткополучателя, посредника и т.д.), обнаружение имущества, переданного в качестве взятки и др.

    Освобождение от уголовной ответственности взяткодателя, который активно способствовал раскрытию или расследованию преступления и в отношении которого имело место вымогательство взятки, не означает отсутствия в его действиях состава преступления. Поэтому такое лицо не может признаваться потерпевшими и не вправе претендовать на возвращение ему ценностей, переданных в виде взятки. На это следует обратить особое внимание.

    От передачи взятки под воздействием вымогательства следует отличать не являющиеся преступлением действия лица, вынужденного передать деньги, ценности, иное имущество, предоставить имущественные права, оказать услуги имущественного характера должностному лицу, в состоянии крайней необходимости или в результате психического принуждения (статья 39 и часть 2 статьи 40 УК РФ), когда отсутствовали иные законные средства для предотвращения причинения вреда правоохраняемым интересам владельца имущества либо представляемых им лиц. В таком случае имущество, полученное должностным лицом, подлежит возврату их владельцу.

    Также следует обратить внимание, что не образуют состав преступления, предусмотренный статьей 291 УК РФ, действия лица, в отношении которого были заявлены требования о даче взятки, если до передачи ценностей оно добровольно заявило об этом органу, имеющему право возбуждать уголовное дело либо осуществлять оперативно-розыскную деятельность, и передача имущества, предоставление имущественных прав, оказание услуг имущественного характера производились под контролем с целью задержания с поличным лица, заявившего такие требования. В этих случаях деньги и другие ценности, переданные в качестве взятки, подлежат возвращению их владельцу.

    МАКСИМ СТАРКОВ —

    Адвокат Московской коллегии адвокатов «Старков и партнеры».

    Как прекратить уголовное дело по взятке на следствии

    Уголовные дела по взяткам всегда отличались особой сложностью. Причин этому несколько и основная из них – тщательная подготовка к фиксации и протоколированию факта преступления. Зачастую задержанию подозреваемого предшествует целый комплекс оперативно-розыскных мероприятий. Легко прекратить уголовное дело по взятке можно выявив обстоятельства, влекущие освобождение от ответственности. Так, взяткодатель освобождается от ответственности при наличии двух условий. Первое условие – он активно способствует раскрытию преступления. Второе условие — взятку у него вымогали или он добровольно сообщил о факте взятки после ее дачи. Без помощи опытного адвоката в коррупционном преступлении не обойтись. Самодеятельность в защите по таким преступлениям грозит многомиллионным штрафами и длительным тюремным заключением.

    За что может передаваться взятка

    1. Действия, бездействия в интересах передавшего взятку или тех лиц, от имени которых он ее передает, когда они относятся к полномочиям взяткополучателя или он может им способствовать. Например, принять на работу, ускорить рассмотрение обращения, выдать какое-либо разрешение, лицензию, свидетельство и т.п. Это так называемая взятка за «законные» действия, то есть взяточник получает вознаграждение за то, что вправе, может или должен сделать без оплаты своих «услуг».
    2. Покровительство, попустительство по службе. Например, непринятие должных мер воздействия, внеочередное продвижение по службе в отсутствие «заслуг», премирование, награждение, внеочередной отпуск, отгулы, установление повышенной заработной платы и т. д.
    3. Незаконные действия. Это могут быть, например, непривлечение к установленной законом ответственности за совершенные взяткодателем правонарушения, несоставление протокола о правонарушении, выдача прав без соблюдения процедуры или при наличии оснований для отказа в их выдаче (заболевание, например), включение не соответствующих действительности данных в документы и пр.

    Например, взяткой за незаконные действия будут ценности, которые переданы:

    • за выдачу листа нетрудоспособности врачом, когда на самом деле человек не болеет;
    • за проставление отметок о прохождении специального медицинского осмотра, когда нужных специалистов виновный не посещал;
    • за то, чтобы сотрудник ГИБДД или других подразделений и органов не составлял протокол, к примеру, за нарушение ПДД, правил торговли, хранения оружия, санитарно-гигиенических норм и правил и пр.;
    • за выдачу специальных разрешений, например, на строительство, лицензии на осуществление педагогической деятельности, реализацию алкогольной продукции, когда основания для этого отсутствуют;
    • учителю, преподавателю за оценку за реферат, курсовую или дипломную работу, практику, экзамен, которые не сдавались, и многие другие.

    Штраф или ограничение свободы грозит за взяточничество

    Очень важно для правильной квалификации взяточничества и назначения наказания точно устанавливать размер переданной взятки в денежном выражении. В последние несколько лет размер наказания за такие преступления стал заметно больше.

    Например, ответственность за преступное деяние, квалифицируемое по ст.290 УК России в 2016 году существенно возросла. По новым поправкам, набравшим силу в этом году ответственность в виде выплаты штрафа стало возможным назначать или кратно сумме полученной взятки, или в виде фиксированной суммы в размере 5 млн. руб.

    Согласно правовым нормам ст.290 УК России предусматриваются следующие виды ответственности:

    • В части 1-ой – принудительная изоляция не более чем на 3 года; исправительный труд не более чем 2 года; выплата штрафных санкций от 10-ти до 50-ти кратного размера стоимости ценностей, принятых взяточником или выплата фиксированной суммы в 1 млн. руб.
    • В части 2-ой за принимаемые взяточником материальные ценности, квалифицируемые как в значительном размере (от 25 до 150 тыс.руб.) – принудительная изоляция не более чем 6 лет; выплата штрафных санкций от 30-ти до 60-ти кратного размера стоимости полученных взяточником материальных ценностей или выплата фиксируемой суммы в 200 тыс. руб.
    • В части 3-ей за получение ценностей и противоправные действия – принудительная изоляция в пределах 3-8 лет; выплата штрафных санкций от 40 до 70-ти кратного размера стоимости полученных взяточником материальных ценностей или фиксированной суммы в пределах от 500 тыс. руб. до 2 млн. руб.
    • В части 4-ой за принимаемые взяточником материальные ценности, занимающим пост в госорганах федерального, регионального, муниципального уровня – принудительная изоляция не менее чем на 5 лет и не более чем на 10 лет; выплата штрафных санкций от 60-ти до 80-ти кратного размера стоимости принятых взяточником материальных ценностей или фиксированной суммы в пределах от 1 млн. руб. до 3 млн. руб.
    • В части 5-ой за участие в преступном сообществе, требование передачи имущественных ценностей и получение их, квалифицируемой, как в крупном размере (от 150 тыс. руб. до 1 млн. руб.) – принудительная изоляция в пределах от 7 лет до 12 лет; выплата фиксированного штрафа в пределах от 2 млн. руб. до 4 млн. руб.; выплата штрафа в размере от 70-ти до 90 кратного размера стоимости полученных взяточником материальных ценностей.
    • В части 6-ой за получение материальных ценностей взяточником, квалифицируемой как особо крупная (более 1 млн. руб.) – принудительная изоляция в пределах от 8–15 лет; выплата штрафных санкций от 80-ти до 100 кратного размера стоимости полученных взяточником материальных ценностей либо фиксированного штрафа в размере от 3 млн. руб. до 5 млн. руб.
    Читайте также:  Поиграть со ставками. Как россиянам не переплачивать за ипотеку в 2023 году

    Из приведенной выше информации можно увидеть, что должностное лицо, получившее взятку, квалифицируемую как взятка в особо крупных размерах, может согласно части 6 отделаться штрафом, хотя и очень большим. Однако последние тенденции в судебных разбирательствах, касающихся взяточничества показывают, что судебным приговором очень часто становится лишение свободы, к которому дополнительно назначается запрет на занимание госдолжностей (в некоторых случаях на срок до 15 лет) и выплата штрафа.

    Норма, позволяющая назначать суммы, кратные полученной взятке, предоставляет возможность судье требовать уплаты штрафных санкций в очень больших суммах. Если они выплачиваются в назначенные сроки, то моментально инициируется замена штрафа, лишением свободы.

    Ответственность за дачу взятки

    Любое должностное лицо должно разбираться в том, что считается взяткой по закону. Только в этом случае он может обезопасить себя от уголовной ответственности. Основные сведения о том, какая ответственность предусматривается за такое нарушение, приводится в статье 291 УК. Здесь приводятся меры наказания для людей и представителей компаний, которые дают взятку. Выбирается точное наказание непосредственно судом, для чего учитываются следующие варианты:

    • простая взятка: штраф от 5 до 30 тыс. руб., лишение свободы до 2 лет, запрет на занятие какой-либо должности в течение трех лет;
    • передача значительной по размеру суммы: штраф от 10 до 40 тыс. руб., тюремный срок на 5 лет и запрет работать по определенной должности на 3 года;
    • крупный размер взятки или участие группы лиц: штраф от 60 до 80 тыс. руб., тюремное заключение на срок от 7 до 12 лет, а также отсутствие возможности устроиться на работу на высокую должность в течение 7 лет;
    • получение взятки в особо крупном размере: штраф от 70 до 90 тыс. руб., лишение свободы на срок от 8 до 15 лет, а также лишение права занимать руководящие должности на 10 лет.

    Существует возможность избежать серьезного наказания, если один из участников сделки добровольно сдастся работникам полиции, а также предоставит все сведения, позволяющие раскрыть такое преступление. Дополнительно можно избежать наказания, если будет доказано, что денежные средства вымогались должностным лицом.

    Назначается наказание обоим участникам сделки, поэтому даже человек, который передает свои денежные средства, является преступником. Он должен знать, что считается взяткой, а также с какими последствиями своих действий он может столкнуться.

    Посредничество в получении имущественных ценностей взяточником

    За посредничество во взяточничестве также предусматривается уголовная ответственность. Посредниками называют граждан, передающих имущественные ценности за оказание заранее оговоренной услуги. То есть они являются звеном, находящимся между лицом, дающим взятку и лицом ее получающим. Как показывает судебная практика, не менее 40% передаваемых взяток проходят по такой схеме.

    Схема «лицо передающее взятку – лицо, являющееся посредником – чиновник, получающий взятку» имеет следующие признаки:

    • Знакомство, часто достаточно близкое, посредника как с тем, кто дает взятку, так и с тем, кто ее получает.
    • Не вступление взяткодателя в контакт с взяткополучателем. Причиной может стать недостаточно близкое знакомство между ними, чтобы попытаться решить вопрос получения взятки при личном контакте.
    • Во многих ситуациях в подобной схеме посредник также является выгодополучателем. Полученная посредником выгода может выражаться в виде части денег, которую получает чиновник; оказание заранее оговоренной услуги, которую окажет взяткодатель посреднику. Лицо, выступающее посредником, может присвоить часть суммы взятки, не поставив в известность ее давателя и получателя. Это обстоятельство никак не влияет на определение тяжести противоправного деяния посредника. Другим словами, наступление уголовной ответственности неминуемо, вне зависимости от того, что именно получит посредник – деньги, услугу или не получит никакой выгоды.

    Уголовная ответственность за посреднические услуги в передаче взятки наступает по ст.291 УК России:

    • Взятка не попадает под квалификацию мелкое взяточничество, то есть больше 25 тыс. руб. Если взятка относится к категории мелкой, ответственность не наступает, однако посредник не освобождается от наказания за должностные противоправные деяния (например, подлог, растрата и т.п.).
    • Лицо, оказавшее посреднические услуги, совершало противоправное деяние по просьбе или приказу лица, давшего взятку или получившего ее, или по просьбе обеих сторон.
    • Когда собраны неопровержимые данные передачи взятки посредником. Если доказательную базу собрать не удалось, уголовная ответственность, регламентируемая ст.291 УК России, не наступает.
    • Лицо, пообещавшее передать взятку еще не успело это сделать, но проявило намерения стать посредником. В этом случае инициатива стать посредником может проявляться как лица, пообещавшего сыграть роль посредника, так и любого иного, являющего звеном коррупционной схемы.

    В уголовном делопроизводстве существует мнение, что обещание стать посредником в передаче взятки, не содержит состава преступления, которое появляется только после совершения преступного деяния, подтверждающего подобное намерение. Такими деяниями могут стать: встреча, на которой передавались имущественные ценности для вручения их взяткополучателю; аудиозапись разговора, в котором назначалась встреча и указывались материальные ценности, предназначенные к передаче и т.п.

    В случаях, когда лицо, согласившееся оказать посреднические услуги, забрало материальные ценности для передачи взяткополучателю, не намереваясь при этом их передать ему, преступления с признаками взяточничества нет, а есть противоправные деяния с признаками мошенничества.

    Ответственность за посредничество во взяточничестве:

    • Принудительная изоляция до четырех лет; выплата штрафных санкций в виде фиксированной суммы в 700 тыс. руб.; выплата штрафа от 20-ти до 40 кратного размера стоимости полученных взяточником материальных ценностей.
    • При оказании посреднических услуг в передаче имущественных ценностей взяточнику с использованием противоправных деяний или должности в госучреждении – принудительная изоляция на 3–7 лет; выплата штрафа в виде фиксированной суммы в 1 млн. рублей; выплата 20-ти до 50-ти кратного размера стоимости полученных взяточником материальных ценностей.
    • За участие в преступном образовании, когда стоимость полученных взяточником имущественных ценностей составляет более 150 тыс. руб. – принудительная изоляция на 5–10 лет; выплата штрафа в виде фиксированной суммы 1–2 млн. руб.; выплата от 50-ти до 70-ти кратного размера стоимости полученных взяточником имущественных ценностей.
    • Когда стоимость полученных взяточником имущественных ценностей составляет более 1-го млн. руб. – принудительная изоляция на 7–12 лет; выплата фиксированной суммы 1,5–3 млн. руб.; выплата штрафа от 60-ти до 80-ти кратного размера стоимости полученных взяточником имущественных ценностей.
    • Когда посредник сам предложил свои услуги взяткополучателю или взяткодателю – принудительная изоляция не более 7-летнего срока; выплата фиксированной суммы не более 3 млн. руб.; выплата штрафа до 70-ти кратного размера стоимости полученных взяточником имущественных ценностей.

    Во всех указанных выше случаях в судебном решении может быть вынесено дополнительное постановление о запрещении назначения осужденного на должность в госучреждении или заниматься определенным видами деятельности на 3–7 лет.

    Отдельной статьей УК России перечисленные выше преступные деяния в виде посредничества стали регламентироваться только в 2011г. Ранее этого года такие деяния регламентировались ст.290 и ст.33 (ч.5) УК России.

    Интересные особенности

    • Взяткодатель привлекается по ст. 291 УК РФ даже, если сам взятку не передавал и воспользовался для этого услугами посредника.
    • Обещание, предложение передать взятку рассматриваются как создание условий для преступления при ряде обстоятельств: высказанное намерение доводилось до сведения предполагаемого взяткополучателя с целью дать взятку;
    • достигнута договоренность об этом.

    При условии, что другие действия, направленные на реализацию намерения не были совершены независимо от воли участвующих лиц, это могут расценить как приготовление к даче взятки по ч. 1 ст. 30 и ст. 291.

    • Если незаконное вознаграждение не предназначалось для обогащения должностного лица или его близких, передавший его, знавший об этом, за дачу взятки в порядке УК отвечать не будет. Как пример можно привести спонсорскую помощь организации.
    • Покушением на дачу взятки будут действия лица, вручившего взятку посреднику, чтобы он передал ее должностному лицу, даже если он обманул взяткодателя и похитил полученные ценности.

    Комментарий к ст. 290 УК РФ

    1. Получение взятки является одним из самых опасных преступлений против интересов службы. Предметом получения взятки являются деньги, ценные бумаги, иное имущество, в том числе изъятое из оборота или ограниченное в обороте (наркотические средства, психотропные вещества, оружие, боеприпасы и др.). Законом к предмету получения взятки отнесены также услуги имущественного характера (ремонт квартиры, строительство дачи) и имущественные права (право пользования имуществом, право хозяйственного ведения, оперативного управления, сервитут и т.д.).

    Определяя предмет преступления в этом варианте, следует руководствоваться п. 9 Пост. Пленума ВС РФ от 09.07.2013 N 24, где исходя из смысла закона к предмету взятки наряду с деньгами, ценными бумагами и иным имуществом предлагается относить незаконные оказание услуг имущественного характера и предоставление имущественных прав.

    При этом под незаконным оказанием услуг имущественного характера следует понимать предоставление должностному лицу в качестве взятки любых имущественных выгод, в том числе освобождение его от имущественных обязательств (напр., предоставление кредита с заниженной процентной ставкой за пользование им, бесплатные либо по заниженной стоимости предоставление туристических путевок, ремонт квартиры, строительство дачи, передача имущества, в частности автотранспорта, для его временного использования, прощение долга или исполнение обязательств перед другими лицами).

    Имущественные же права включают в свой состав как право на имущество, в том числе право требования кредитора, так и иные права, имеющие денежное выражение, напр. исключительное право на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации (ст. 1225 ГК). Получение взятки в виде незаконного предоставления должностному лицу имущественных прав предполагает возникновение у лица юридически закрепленной возможности вступить во владение или распорядиться чужим имуществом как своим собственным, требовать от должника исполнения в его пользу имущественных обязательств и др.

    Читайте также:  Как проходит обучение в автошколе в 2023 году в РФ

    Переданное в качестве взятки или предмета коммерческого подкупа имущество, оказанные услуги имущественного характера или предоставленные имущественные права должны получить денежную оценку на основании представленных сторонами доказательств, в том числе при необходимости с учетом заключения эксперта.

    Не являются предметом получения взятки услуги нематериального характера, не влекущие для взяткополучателя имущественной выгоды (напр., предоставление возможности приобрести какой-либо редкий товар или услугу, выдача положительной рецензии на работу).

    2. Объективная сторона преступления выражается в получении должностным лицом (иным субъектом преступления) лично или через посредника предмета взятки. Часть 1 комментируемой статьи указывает на следующие варианты поведения должностного лица, за которое оно получает взятку: а) за совершение должностным лицом входящих в его служебные полномочия действий (бездействие) в пользу взяткодателя или представляемых им лиц; б) за способствование должностным лицом в силу своего должностного положения совершению указанных действий (бездействию); в) за общее покровительство или попустительство по службе; г) за совершение должностным лицом незаконных действий (бездействие). Совершение самих действий (бездействие) в интересах дающего взятку или в интересах представляемых им лиц рассматриваемым составом преступления не охватывается. Поэтому в случае наличия в таких действиях самостоятельного состава преступления требуется дополнительная квалификация данных действий.

    Объективная сторона получения взятки будет иметь место и в том случае, когда предмет взятки передается иному физическому или юридическому лицу по указанию должностного лица.

    Под действиями (бездействием) должностного лица, входящими в его служебные полномочия, следует понимать такие действия (бездействие), которые оно имеет право и (или) обязано совершить в пределах его служебной компетенции (напр., сокращение установленных законом сроков рассмотрения обращения взяткодателя, ускорение принятия должностным лицом соответствующего решения, выбор должностным лицом в пределах своей компетенции или установленного законом усмотрения наиболее благоприятного для взяткодателя или представляемых им лиц решения).

    Следует отметить, что получение должностным лицом вознаграждения за деятельность, не связанную с выполнением должностных обязанностей или хотя и связанную с исполнением его профессиональных обязанностей, но при этом не относящуюся к полномочиям представителя власти, организационно-распорядительным либо административно-хозяйственным функциям, не образует состава получения взятки.»

    Должностное лицо может получить взятку не только за совершение им самим определенных действий, входящих в круг его служебных обязанностей, но и за выгодное для взяткополучателя поведение других должностных лиц, которому оно может способствовать в силу своего должностного положения. Под должностным положением, способствующим совершению определенных действий в пользу взяткодателя со стороны других должностных лиц, следует, в частности, понимать значимость и авторитет занимаемой должности и наличие иных возможностей занимаемой должности для оказания воздействия на других должностных лиц в целях совершения ими указанных действий (бездействия) по службе. Такое воздействие заключается в склонении другого должностного лица к совершению соответствующих действий (бездействию) путем уговоров, обещаний, принуждения и др.

    Вместе с тем использование должностным лицом только личных связей и отношений, если они не связаны с занимаемой должностью, не может рассматриваться как использование должностного положения.

    Общее покровительство по службе предполагает необоснованное создание взяткодателю или представляемым им лицам различных благоприятных условий подчиненным по службе лицам: их незаслуженное поощрение, внеочередное необоснованное повышение в должности, совершение других действий, не вызываемых служебной необходимостью. Общее попустительство следует рассматривать как непринятие должностным лицом мер за упущения или нарушения в служебной деятельности взяткодателя или представляемых им лиц, нереагирование на его неправомерные действия. При общем покровительстве и попустительстве по службе конкретные действия (бездействие), которые должно будет совершить должностное лицо, могут не оговариваться, но они в обязательном порядке предполагаются как вероятные, возможные в будущем.

    Относящиеся к общему покровительству или попустительству по службе действия (бездействие) могут быть совершены должностным лицом в пользу как подчиненных, так и иных лиц, на которых распространяются его надзорные, контрольные или иные функции представителя власти, а также его организационно-распорядительные функции.

    Время передачи предмета взятки (до или после совершения действия (бездействия) в интересах взяткодателя или представляемых им лиц) на наличие состава преступления и квалификацию содеянного не влияет. Таким образом, можно выделить два вида взяточничества: взятку-подкуп и взятку-благодарность. В первом случае передача предмета взятки обусловливает нужное взяткодателю поведение должностного лица, является необходимым условием совершения им определенных действий (бездействия). В этой ситуации между взяткодателем и взяткополучателем имеется предварительная договоренность о передаче предмета взятки (до или после совершения действий (бездействия)).

    Взятка-благодарность имеет место в том случае, когда предмет взятки передается за уже совершенное должностным лицом действие либо бездействие (законное или незаконное), при отсутствии предварительной договоренности. При этом необходимо отличать взятку-благодарность от так называемого обычного подарка. Так, ст. 575 ГК разрешается дарение государственным (муниципальным) служащим обычных подарков, стоимость которых не превышает 3 тыс. руб.

    Однако следует учитывать, что данное положение ГК неприменимо к уголовному закону. Статья 575 ГК говорит о договоре дарения, который исключает встречную передачу вещи или права либо встречное обязательство со стороны лица, принимающего подарок. Таким образом, при наличии в совершенном лицом деянии состава получения взятки (будь то взятка-подкуп или взятка-вознаграждение) уголовная ответственность наступает независимо от размера полученного вознаграждения.

    Кто скажет дают ли по статья 291 часть 3 условно.

    В УК РФ (примечание к ст. 290, действующее и для прочих «коррупционных» статей) различают:

    • Взятки в значительном размере, т.е. превышающие 25 тыс. рублей.
    • Взятки в крупном размере, т.е. более 150 тыс. рублей.
    • Взятки в особо крупном размере, т.е. превышающие 1 млн. рублей.

    Вопреки распространенному заблуждению в спорах о том, какая сумма является взяткой, в законодательстве отсутствует минимальный размер взятки – по сути, взяткой может быть признана любая сумма, если взятка дана в виде денежных средств. Следствие или суд вправе прекратить уголовное преследование в виду малозначительности, когда взятка, к примеру, не превышает 500 рублей, но в практике такие случаи крайне редки.

    При возникновении вопросов, воспользуйтесь БЕСПЛАТНОЙ консультацией адвоката по уголовным делам.

    Дача взятки должностным лицам (включая иностранных должн. лиц) запрещена Уголовным кодексом РФ и ответственность за данное деяние прописана в ст. 291 УК РФ. При этом ответственность наступает вне зависимости от способа передачи взятки – это может быть как личный контакт с взяткополучателем, так и передача незаконного вознаграждения через третьих лиц (посредников).

    Согласно санкциям ч. 1 ст. 291 УК РФ, простая взятка, не имеющая признаков значительности или крупного размера, карается денежным штрафом от 15 до 30-кратного размера взятки или же тюремным сроком до 2 лет с одновременным штрафом не более 10-кратного размера незаконного вознаграждения. Более подробно санкции за квалифицированные виды указанного преступления представлены в таблице ниже:

    Установленная ч. 3 заведомая незаконность действий, за выполнение которых дается взятка, подразумевает то, что взяткодатель понимает и осознает противоправность поведения, которое он требует от должностного лица: сотрудника полиции, врача, учителя, работника гос. учреждения и т.д.

    Пример. А. при посещении врача попросил ускорить его прием в качестве больного, подкрепив свою просьбу 1000-рублевой купюрой. Данное деяние будет квалифицировано по ч. 1 ст. 291 УК РФ – то есть «простая» взятка.

    Пример. З. обратился к начальнику отдела военного комиссариата с просьбой оказать ему содействие в уклонении от службы в армии и предложил выдать ему отсрочку по основаниям, которые реально не имели место. В обмен за содействие гражданин предложил 160 000 рублей. Деяние будет квалифицировано по ч. 4 ст. 291 УК РФ, поскольку здесь имеет место крупный размер взятки и ее дача за заведомо противоправное действие сотрудника военкомата.

    В примечании к разбираемой статье указано, что взяткодатель освобождается от ответственности, если им соблюдено одно из следующих условий:

    • — Добровольно заявлено о даче взятки в органы полиции.
    • — Оказано активное содействие в раскрытии преступления.
    • — Должностное лицо, получившее взятку, занималось ее вымогательством и само предложило совершить данное деяние.

    Сотрудникам госорганов в соответствии со смыслом ст.575 ГК России запрещается преподносить подарки стоимостью более 3 тыс. руб. Если цена превышает эту сумму, такое деяние может признаваться как коррупционное, за исключением случаев, когда подаренное передается в госструктуру, сотрудником которой он является.

    Какая сумма считается взяткой, оценивается по стоимости имущественных активов, переданных госслужащему в качестве взятки. Поэтому главным квалифицирующим признаком для определения тяжести преступного деяния и размера наказания за него является ее стоимость в денежном выражении. Взятки по своему размеру подразделяются:

    • взятка в размере от 25 до 150 тыс. руб. квалифицируется как значительная;
    • взятка в размере от 150 тыс. руб. до 1 млн. руб. квалифицируется как крупная;
    • взятка в размере более 1 млн. руб. квалифицируется как особо крупная.

    Судебная практика показывает, что квалифицировать взятку проще всего в денежном выражении. Если денежным выражением является валюта, размер взятки устанавливается по курсу на день дачи взятки. Аналогично размер взятки рассчитывается, когда она давалась в ценных бумагах, в имущественном виде или оказании услуги. Размер взятки в этих случаях определяет эксперт.

    В соответствии с действующим УК России в случаях, когда взятка передается не за один раз и взяткополучатель получил только часть, которая не попадает в категорию крупной, ее тяжесть определяется по всей заранее оговоренной сумме взятки и ответственность наступает в соответствующем размере.

    Статья за взятку в размере до 10 тыс. руб. квалифицируемая, как мелкое взяточничество, была дополнена в УК России в 2016 году, в июле. Эта статья УК России за номером 291.2 квалифицирует такое преступное деяние, как взятка в малых размерах и назначает ответственность за действия, аналогичные в ст.291.1, ст.291 и ст.290, но размер взятки не может превышать в денежном выражении 10 тыс. руб.

    За взятку в размерах, квалифицируемых как мелкая за любую из ее форм (передача и получение лично, передача и получение через посредника) лицам, совершившим преступное деяние, может быть назначена ответственность:

    • лишение свободы на срок не более чем на один год; ограничение свободы на срок не более чем на два года; исправительный труд на срок не более чем на один год; выплата штрафа в сумме не более 200 тыс. руб.;
    • за повторную и более дачи или получения взятки: лишение свободы на срок не более чем на три года; ограничение свободы на срок не более чем на четыре года; исправительный труд на срок не более чем на три года; выплата штрафа в сумме не более чем в 1 млн. руб.

    Следует делать различия между крупной взяткой, передаваемой частями, когда наказание назначается исходя из общей ее суммы и дачи мелкой взятки два и более раз.


    Похожие записи:

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *