Страны с самым крупным госдолгом. Инфографика

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Страны с самым крупным госдолгом. Инфографика». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Главными организациями-кредиторами в мире является Международный валютный фонд МВФ (International Monetary Fund, IMF) и Международный банк реконструкции и развития. Данные структуры предоставляют государствам кредиты при условии проведения экономических и социальных реформ, внедрение рекомендация их финансовых специалистов. Кроме этого, существуют региональные фонды кредитования и поддержания экономик дружественных стран по национальным и экономическим интересам (Европейский банк реконструкции и развития ЕБРР, Арабский валютный фонд).

Рейтинг стран мира по внешнему долгу

Эксперты, работающие в Мировой банковской системе, ежегодно просчитывают все возможные перспективы погашения внешнего долга для стран всего мира. Также в сферу их деятельности входит и составление рейтинговых таблиц по внешнему долгу с просчетом процентного соотношения задолженности этого типа к номинальному ВВП. На 2021 год составлен топ-10 стран мира, у которых наименьший внешний долг:

Название страны Внешний долг (млн. долларов) Внешний долг к ВВП (%)
Бруней
Макао
Республика Палау
Экваториальная Гвинея 174 1
Алжир 3 389 2
Иран 15 640 4
Нигерия 15 730 5
Фиджи 127 5
Гаити 428 7
Азербайджан 6 059 8,2

Внешний долг стран мира на 2021 год: таблица

Как-то незаметно прошла в СМИ информация о довольно примечательном событии: Всемирный банк впервые представил данные о двусторонней задолженности подавляющего большинства развивающихся стран перед другими государствами, в том числе перед Российской Федерацией и Российской Федерации.

Примечательно в этом событии вот что. До последнего времени любая информация о долгах нам или о долгах наших предоставлялась не всегда в полном объёме и далеко не всегда эта информация была свежей. Да и кто её мог предоставлять? Центробанк, например, к этой информации отношения никакого не имеет, как и министерство иностранных дел (в одной из статей именно к этим структурам её автор обращал вопрос о долгах России и перед Россией).

Минфин России, отвечающий за кредиты иностранным государствам, такой информации не публикует: программа госкредитов ежегодно описывается секретными приложениями к федеральному бюджету. Вот что можно узнать на сайте Минфина РФ в рубрике «внешний государственный долг РФ»:

  • Нормативно-правовая база
  • График погашения государственного внешнего долга Российской Федерации по видам долговых обязательств
  • Структура долга
  • Выпуски облигаций внешних и внутренних облигационных займов Российской Федерации, размещенные на международном рынке капитала
  • Глоссарий
  • О программе государственных внешних заимствований Российской Федерации на … год (имеется в виду очередной перспективный год-авт.)

И всё. Но вот теперь граждане России могут узнать, кто и сколько должен нам, кому и сколько должны мы. Есть предположения, что Всемирный банк планирует предоставлять такую информацию ежегодно.

Итак, по данным Всемирного банка, на конец 2019 года около 30 развивающихся стран были должны России почти $22,9 миллиарда по двусторонним займам: это либо долги государств, либо долги юридических лиц, гарантированные государствами.

В списке крупнейших заёмщиков – суверенных должников России – Белоруссия, Венесуэла, Бангладеш, Вьетнам, Йемен, Сирия.

Долги стран мира на 2021 год таблица

План Российской Федерации был такой: страна берет на себя все долги СССР за отказ бывших союзных республик от заграничных активов. Предполагалось, что объем активов превысит долги СССР. Но расчет оказался неверным.

Некоторые развивающиеся страны должны были Российской Федерации около 150 млрд долл. на момент вступления РФ в 1997 году в Парижский Клуб. Но по уставу Клуба новая страна-участница была обязана списать должникам долги за поставку вооружения. А именно эта статья составляла до 80% от общего размера активов.

Кроме этого Россию обязали списать задолженности всем бедным и развивающимся странам. По итоговым вычислениям оказалось, что другие страны должны России всего 8 млрд долларов. Что в общей структуре долга покрывало не больше 5% от общего размера задолженности СССР.

С 2014 года чистый долг России снизился до отрицательных показателей. Со второй половины 2019 года задолженность Российской Федерации полностью покрылась ликвидными активами расширенного правительства. Это означает, что если бы стране пришлось немедленно выплатить всю сумму долга, она сделала бы это только за счет депозитов государственных органов в ЦБ и коммерческих организациях.

В период с 2014 по 2019 год Россия соблюдала строгую дисциплину в макроэкономике. Но у такого подхода есть и отрицательная сторона — возникает недостаток внутренних стимулов для улучшения экономического состояния страны.

По темпам уменьшения внешнего долга Россия вышла на 1 место среди стран Европы, Африки и Ближнего Востока. Чуть больше, чем за 4 года России удалось снизить долг на 36%. В 2014 году задолженность составляла более 700 млрд долларов, а в 2019 году — 467 млрд долларов. Для сравнения, Венгрии на сокращение долга на 27% понадобилось 8 лет.

Россия активно снижала задолженность с 2014 года, но последний этап уменьшения охватил не только финансовый сектор. В первой половине 2019 года увеличились вливания в облигации федерального займа (ОФЗ). Это компенсировали выплатами государственных организаций, которые погашали обязательства перед другими странами.

Первое место по выплате долгов Россия заняла вынужденно. Это произошло в основном из-за закрытия рынков капитала. Занимать деньги теперь либо очень дорого, либо вообще невозможно. С одной стороны резкое сокращение внешней задолженности России усиливает давление на российский рубль, а с другой стороны влияние внешнего долга на рубль в целом заметно уменьшается.

Прогнозы UBS — в дальнейшем сокращение задолженности может вызвать отток капитала частного сектора. А это в свою очередь отрицательно скажется на курсе российского рубля.

Так что же с государственными долгами? В уходящем году они не только в ЕС, но и по всему миру росли, как на дрожжах. Настолько быстро, что в парламенте Германии народные избранники в какой-то момент потребовали остановить займы, но пыл охладил главный экономист ОЭСР Лоуренс Бун, который убедил, что будущий 2021 год — не лучшее время для ограничений займов.

В своём анализе он подчеркнул, что одалживать сегодня на международных рынках не только правильно для борьбы с последствиями пандемии, но и попросту дёшево. Сами деньги сегодня дешёвые, а значит не нужно себя ограничивать, считает эксперт.

  • Российские власти последнее время любят повторять – страна подошла подготовленной к кризису. Вся «подготовка» России заключается в изначально низком государственном долге – на начало 2020 года он не превышал 12,5% ВВП. Но всего за год суверенный долг вырос до 20% ВВП и теперь не является самым низким в мире.
  • В пересчете на рубли Россия должна 22 трлн руб. кредиторам, или чуть больше одного годового федерального бюджета. Но в 2021 году Россия должна будет уже 26,4 трлн руб. Это на 3,7% больше, чем было прописано в проекте бюджета, поскольку на финансирование дефицита бюджета уйдет 2,7 трлн руб., а на обслуживание госдолга – еще 1,7 трлн.
  • При этом в 2020 году Минфин уже занял почти 5,4 трлн руб., 4,4 трлн из которых пошли на латание дыры в бюджете, а 967 млрд руб. – на погашение предыдущих кредитов. Власти могли не использовать госдолг, а взять деньги из Фонда национального благосостояния, в котором находится 9 трлн руб. Но президент Владимир Путин поставил блок на использование средств «кубышки».
  • С одной стороны, госдолг России и в 24% ВВП можно считать не критичным. Однако нельзя забывать, что страна входит в число развивающихся стран и является сырьевой экономикой. Безопасным уровнем долга для такого типа стран считается 40% ВВП, для развитых же – 70%. При этом среди развивающихся стран средний уровень долга – 53,8%, по большей части из-за Бразилии (91,9%) и Индии (68,6%).
  • По словам министра финансов Антона Силуанова, долг в 20% ВВП для России – это «опасная черта» и правительству не очень хочется ее пересекать. Глава ЦБ Эльвира Набиуллина предостерегала власти от «неаккуратного» наращивания госдолга. Преимуществом России всегда был низкий долг на контролируемом уровне. Но кризис, вызванный коронавирусом, это преимущество у страны отнимает.
Читайте также:  Компенсация отпуска при увольнении совместителя

Экономика семьи, предприятия, банка и страны базируется на бюджете. Он дает возможность планировать расходы, опираясь на доход. И если в случае семьи план держится в голове, то для страны – это документ, имеющий форму Закона.

Пополняется бюджет за счет:

  • налоговых поступлений;
  • ренты на природные ресурсы, такие, как нефть, газ, полезные ископаемые;
  • прибыли с экспорта товаров и услуг госпредприятий;
  • процентов от покупки Правительством ценных бумаг других стран и т.д.

Оптимизация внешнего долга

Какие шаги предпринимать для оптимизации внешнего долга? Аналитики рекомендуют:

  • Улучшать кредитную историю (погашать долги своевременно, выполнять взятые перед кредиторами обязательства и т.д.), повышать кредитный рейтинг следствием чего кредиты станут доступными по низкой ставке. Ниже проценты – меньше цена обслуживания долга;
  • Развивать экспорт, сокращать зависимость от импорта. Это улучшит внешний торговый баланс, обеспечит приток, а не отток иностранной валюты, укрепит национальную валюту;
  • Наращивать доходы бюджета. При профиците бюджета излишки поступлений можно направить на увеличение валютных резервов или инвестировать в развитие экономики, при дефиците возникает потребность кредитования с целью закрыть возникшую финансовую брешь;
  • При возникновении проблемы с выплатой долга убедить кредиторов провести реструктуризацию, иначе придется объявлять дефолт.

Мировой долг растет: в каких странах возможен дефолт в 2021 году

Рыночная экономика с её заповедями должна быть признана неэффективной и не отвечающей современным вызовам времени. На её место должна прийти экономика инновационного развития. Нам необходимо понять, что мир вокруг нас не изменится, если мы не изменимся сами. И прежде всего, в собственных взглядах на окружающий нас мир.

Рассмотрим, как раскиданы займы США для пополнения казны с привлечением заимствований:

  • около 30% приходится на госкомпании (к примеру, ФСС США);
  • примерно 37% приходится на физлиц, банковские и инвестиционные компании и так далее;
  • около 33% приходится на иностранные заимствования из других государств.

Среди зарубежных государств крупнейшими держателями штатовских гособлигаций по состоянию на 2019 год являются Япония и Китай (их доли примерно равны). Россия сократила вложения в госдолг США до 14 млрд., что примерно равно займам, которые были в 2007 году.

По многочисленным социальных опросам граждане Соединенных Штатов Америки очень недовольны положением таких дел (счетчик госдолга США увеличивается с огромной скоростью), так как каждый из них является должником по обязательствам, которые взяло на себя их правительство. Многие из них имеют кредиты на учебу, машину, дом и их не радует тот факт, что на них в экстренной ситуации этот долг тоже могут переложить в одним прекрасный момент путем увеличения налогов, пошлин, повышением тарифов, сокращением заработной платы и так далее. Кроме этого, необходимость государства отдавать этот займ уже приводит к уменьшению выделения средств на разного рода социальные гарантии (сокращение финансирования образования, медицины и других социально значимых сфер жизни граждан).

Некоторые американцы считают, что отдавать долги не придется, так как их государство является гегемоном на планете Земля с самой большой армией и самым передовым вооружением. Если какие-то страны (особенно стратегические партнеры, страны-вассалитеты) попробую пригрозить немедленно вернуть средства, то может быть спровоцировано военное противостояние.

Показатели внешнего долга

Специалисты утверждают, что внешний долг отражается не только на экономической сфере страны-заемщика, но и может привести к долгосрочной политической зависимости. Это определяется критическим уровнем общих показателей задолженности:

Благодаря этим показателям, затрагивающим практически все сферы экономики, можно просчитать, как быстро государство-должник вернет одолженные у других стран мира денежные средства. Так, например, о безопасном уровне долга свидетельствует отношение задолженности к доходам от экспорта, не превышающим 200% (если данный показатель будет выше 275%, то внешний долг может быть частично списан как невыплаченный).

В отношении к местному ВВП критический уровень задолженности будет считаться от 60% (по расчетам МВФ) и от 80-100% (по расчетам Всемирного банка). Превышение этой предельной цифры говорит о том, что погашение финансовой задолженности от других стран мира идет за счет перебрасывания ресурсов. Вместо производства товаров и услуг для внутренних нужд государства идет их производство для экспортной торговли.

Также для прогноза возврата долговых обязательств с процентами следует учитывать:

Если в стране ограничен доступ к собственным и международным резервам, то ни о какой платежеспособности не может быть и речи. Поэтому многие развивающиеся государства имеют трудности с возвратом денежных кредитов. У них на выплату внешней задолженности идет вся получаемая от внутреннего производства прибыль, а текущие затраты на собственную деятельность берутся из новых кредитных поступлений.

Долговая «Санта-Барбара»: и на стотысячной серии не остановится…

…Но одновременно стала меняться структура внешних заимствований. Это снижение, правда, не отражает ситуацию с совокупным внешним долгом: ведь с начала тысячелетия у внешних «партнёров» занимают и Центральный банк, и коммерческие банки, и субъекты корпоративного сектора экономики. На выходе: государственный долг снижается, совокупный внешний долг растёт.

А после наложенных в 2014 году на Россию санкции, в связи с чем страна была вынуждена соблюдать строгую финансовую дисциплину в макроэкономике, правительственный долг к 2019 году снизился до $47,5 млрд.

Читайте также:  Как оформить льготы и пособия матерям-одиночкам в Белгороде в 2023 году

Корпоративный внешний долг вырос и составляет почти $322,6 миллиарда. Это много. Но это не долг государства: сюда входят инвестиции зарубежных компаний в конкретные предприятия, и кредиты компаний у зарубежных банков, и задержки в оплате по импорту, оговоренные договорами поставки. И цифра в 322 с лишним миллиарда с течением времени может заметно изменяться – стороны решают свои финансовые вопросы.

А вот государство, несмотря на профицитный бюджет, в последние два года вновь начало брать кредиты и выпускать облигации. Некоторые отечественные эксперты объясняют это желанием государства пополнять бюджет за счёт разницы стоимости кредитов внутри и вне России. Однако, часть экспертов склонна видеть в такой кредитной активности России попытку оживлять собственную экономику, давать бизнесу новые стимулы к развитию.

Долги стран мира на 2021 год таблица

План Российской Федерации был такой: страна берет на себя все долги СССР за отказ бывших союзных республик от заграничных активов. Предполагалось, что объем активов превысит долги СССР. Но расчет оказался неверным.

Некоторые развивающиеся страны должны были Российской Федерации около 150 млрд долл. на момент вступления РФ в 1997 году в Парижский Клуб. Но по уставу Клуба новая страна-участница была обязана списать должникам долги за поставку вооружения. А именно эта статья составляла до 80% от общего размера активов.

Кроме этого Россию обязали списать задолженности всем бедным и развивающимся странам. По итоговым вычислениям оказалось, что другие страны должны России всего 8 млрд долларов. Что в общей структуре долга покрывало не больше 5% от общего размера задолженности СССР.

С 2014 года чистый долг России снизился до отрицательных показателей. Со второй половины 2019 года задолженность Российской Федерации полностью покрылась ликвидными активами расширенного правительства. Это означает, что если бы стране пришлось немедленно выплатить всю сумму долга, она сделала бы это только за счет депозитов государственных органов в ЦБ и коммерческих организациях.

В период с 2014 по 2019 год Россия соблюдала строгую дисциплину в макроэкономике. Но у такого подхода есть и отрицательная сторона — возникает недостаток внутренних стимулов для улучшения экономического состояния страны.

По темпам уменьшения внешнего долга Россия вышла на 1 место среди стран Европы, Африки и Ближнего Востока. Чуть больше, чем за 4 года России удалось снизить долг на 36%. В 2014 году задолженность составляла более 700 млрд долларов, а в 2019 году — 467 млрд долларов. Для сравнения, Венгрии на сокращение долга на 27% понадобилось 8 лет.

Россия активно снижала задолженность с 2014 года, но последний этап уменьшения охватил не только финансовый сектор. В первой половине 2019 года увеличились вливания в облигации федерального займа (ОФЗ). Это компенсировали выплатами государственных организаций, которые погашали обязательства перед другими странами.

Первое место по выплате долгов Россия заняла вынужденно. Это произошло в основном из-за закрытия рынков капитала. Занимать деньги теперь либо очень дорого, либо вообще невозможно. С одной стороны резкое сокращение внешней задолженности России усиливает давление на российский рубль, а с другой стороны влияние внешнего долга на рубль в целом заметно уменьшается.

Прогнозы UBS — в дальнейшем сокращение задолженности может вызвать отток капитала частного сектора. А это в свою очередь отрицательно скажется на курсе российского рубля.

Так что же с государственными долгами? В уходящем году они не только в ЕС, но и по всему миру росли, как на дрожжах. Настолько быстро, что в парламенте Германии народные избранники в какой-то момент потребовали остановить займы, но пыл охладил главный экономист ОЭСР Лоуренс Бун, который убедил, что будущий 2021 год — не лучшее время для ограничений займов.

В своём анализе он подчеркнул, что одалживать сегодня на международных рынках не только правильно для борьбы с последствиями пандемии, но и попросту дёшево. Сами деньги сегодня дешёвые, а значит не нужно себя ограничивать, считает эксперт.

  • Российские власти последнее время любят повторять – страна подошла подготовленной к кризису. Вся «подготовка» России заключается в изначально низком государственном долге – на начало 2020 года он не превышал 12,5% ВВП. Но всего за год суверенный долг вырос до 20% ВВП и теперь не является самым низким в мире.
  • В пересчете на рубли Россия должна 22 трлн руб. кредиторам, или чуть больше одного годового федерального бюджета. Но в 2021 году Россия должна будет уже 26,4 трлн руб. Это на 3,7% больше, чем было прописано в проекте бюджета, поскольку на финансирование дефицита бюджета уйдет 2,7 трлн руб., а на обслуживание госдолга – еще 1,7 трлн.
  • При этом в 2020 году Минфин уже занял почти 5,4 трлн руб., 4,4 трлн из которых пошли на латание дыры в бюджете, а 967 млрд руб. – на погашение предыдущих кредитов. Власти могли не использовать госдолг, а взять деньги из Фонда национального благосостояния, в котором находится 9 трлн руб. Но президент Владимир Путин поставил блок на использование средств «кубышки».
  • С одной стороны, госдолг России и в 24% ВВП можно считать не критичным. Однако нельзя забывать, что страна входит в число развивающихся стран и является сырьевой экономикой. Безопасным уровнем долга для такого типа стран считается 40% ВВП, для развитых же – 70%. При этом среди развивающихся стран средний уровень долга – 53,8%, по большей части из-за Бразилии (91,9%) и Индии (68,6%).
  • По словам министра финансов Антона Силуанова, долг в 20% ВВП для России – это «опасная черта» и правительству не очень хочется ее пересекать. Глава ЦБ Эльвира Набиуллина предостерегала власти от «неаккуратного» наращивания госдолга. Преимуществом России всегда был низкий долг на контролируемом уровне. Но кризис, вызванный коронавирусом, это преимущество у страны отнимает.

Экономика семьи, предприятия, банка и страны базируется на бюджете. Он дает возможность планировать расходы, опираясь на доход. И если в случае семьи план держится в голове, то для страны – это документ, имеющий форму Закона.

История кредитных рейтингов

В 1909 году Moody’s выпустило общедоступные кредитные рейтинги для облигаций, а в последующие десятилетия другие агентства последовали их примеру. Эти рейтинги не оказывали глубокого влияния на рынок до 1936 года, когда было принято новое правило, запрещающее банкам инвестировать в спекулятивные облигации или облигации с низким кредитным рейтингом, чтобы избежать риска дефолта, который может привести к финансовым потерям. Эта практика была быстро принята другими компаниями и финансовыми институтами, и вскоре стало нормой полагаться на кредитные рейтинги.
Глобальная индустрия кредитного рейтинга является высоко концентрированной, и три агентства — Moody’s, Standard & Poor’s и Fitch — контролируют практически весь рынок.
Любой частный инвестор покупая долговые ценные бумаги, должен оценивать свои риска. В этой связи очень интересным является суверенный кредитный рейтинг стран. Отметим что, корпоративный рейтинг любого предприятия, зарегистрированного в стране, не может быть выше суверенного рейтинга. То есть, к примеру кредитный рейтинг Сбербанка, не может быть выше кредитного рейтинга Российской Федерации.

Читайте также:  Как можно отказаться от части земли

Из пандемии госдолг всех стран вырос почти до 100% мирового ВВП

План Российской Федерации был такой: страна берет на себя все долги СССР за отказ бывших союзных республик от заграничных активов. Предполагалось, что объем активов превысит долги СССР. Но расчет оказался неверным.

Некоторые развивающиеся страны должны были Российской Федерации около 150 млрд долл. на момент вступления РФ в 1997 году в Парижский Клуб. Но по уставу Клуба новая страна-участница была обязана списать должникам долги за поставку вооружения. А именно эта статья составляла до 80% от общего размера активов.

Кроме этого Россию обязали списать задолженности всем бедным и развивающимся странам. По итоговым вычислениям оказалось, что другие страны должны России всего 8 млрд долларов. Что в общей структуре долга покрывало не больше 5% от общего размера задолженности СССР.

История государственного долга США

Громадные кризисы не прошли бесследно, происходящее в 1929 годах нанесло должный удар по фондовому рынку. А также народу, который катился в нищенское существование. Но по злому року выйти из полного краха Америке помогли войны. Сначала Первая, а потом Вторая мировая.

Во Второй Мировой войне сильно пострадали экономики европейских стран, тогда как на территории Штатов боевые действия не разворачивались. Но все же, являясь обладателем огромного долга, накопившегося с 1930-х годов, Америка стала учредителем Всемирного банка. А также Международного валютного фонда (МВФ).

Заведения были рады предоставлять кредиты другим государством, что положительно сказалось на политическом положении США.

Рос авторитет доллара, который стал главной валютой в мире, и падение которого на сегодня приведет к краху мировой экономики. Укреплению положения Америки способствовало не только правильное использование послевоенных последствий, но и активное развитие бизнеса в 1970-х г.

Неуместно заключить, что долги Штатов всегда росли. В период с 1950-е по 1980 гг. обязательства Америки благодаря росту рынка снизились со 120% до исторического минимального порога в 30% от ВВП.

Но политические руководства президента Рейгана по снижению налогов и пополнению военного бюджета привели к новому витку роста долга штатов.

Долговая «Санта-Барбара»: и на стотысячной серии не остановится…

…Но одновременно стала меняться структура внешних заимствований. Это снижение, правда, не отражает ситуацию с совокупным внешним долгом: ведь с начала тысячелетия у внешних «партнёров» занимают и Центральный банк, и коммерческие банки, и субъекты корпоративного сектора экономики. На выходе: государственный долг снижается, совокупный внешний долг растёт.

А после наложенных в 2014 году на Россию санкции, в связи с чем страна была вынуждена соблюдать строгую финансовую дисциплину в макроэкономике, правительственный долг к 2019 году снизился до $47,5 млрд.

Корпоративный внешний долг вырос и составляет почти $322,6 миллиарда. Это много. Но это не долг государства: сюда входят инвестиции зарубежных компаний в конкретные предприятия, и кредиты компаний у зарубежных банков, и задержки в оплате по импорту, оговоренные договорами поставки. И цифра в 322 с лишним миллиарда с течением времени может заметно изменяться – стороны решают свои финансовые вопросы.

А вот государство, несмотря на профицитный бюджет, в последние два года вновь начало брать кредиты и выпускать облигации. Некоторые отечественные эксперты объясняют это желанием государства пополнять бюджет за счёт разницы стоимости кредитов внутри и вне России. Однако, часть экспертов склонна видеть в такой кредитной активности России попытку оживлять собственную экономику, давать бизнесу новые стимулы к развитию.

Прежде чем составлять рейтинг стран мира по величине и размеру внешнего долга, следует рассмотреть само это понятие. Оно устанавливается в первую очередь на законодательном уровне. Так, в нашей стране работает Бюджетный кодекс, согласно которому внешний долг любой страны перед другими государствами понимается как финансовая кредитная задолженность в иностранной валюте.

В словаре экономических терминов это понятие рассматривается в виде суммарных денежных обязательств, которые стране-заемщику необходимо вернуть в определенный срок государству-кредитору. В сумму такой кредитной задолженности будут входить и сам заем, и проценты за его использование, требующие выплат. Для страны эта сумма задолженности включает обязательства:

Внешний долг различают двух типов:

Чтобы оценить величину внешнего долга отдельно взятого государства, специалисты, работающие в сфере экономики и финансов, пользуются соотношением между кредитной задолженностью перед иностранными кредиторами и валовым внутренним продуктом самой страны-должника. В этом случае ВВП (валовой внутренний продукт) выступает макроэкономическим показателем, представляющим суммарное количество всего, что страна заработала за год на производимых товарах и услугах.

Различают внешний долг государственный и корпоративный, когда субъекты экономической деятельности имеют задолженность перед иностранными кредиторами. Государственный складывается из внешних обязательств органов власти и управляющих структур. Сюда входят и гарантии под займы частного капитала.

Корпоративный долг — долг частных или государственных компаний. Корпоративный долг является составляющей в расчете общего внешнего долга. Государство не имеет обязательств по корпоративным долгам, если нет госгарантий.

Внешний долг делится на текущий и общегосударственный. В текущем учитываются суммы для выплат по долговым обязательствам текущего года. Общегосударственный объединяет все текущие долги и задолженность, которая будет погашаться в дальнейшем.

В структуре долга выделяют краткосрочные займы на срок не более 1 года, среднесрочные – на 5 лет и долгосрочные займы на срок свыше 5 лет. Именно краткосрочные кредиты наиболее обременительны для государства, что объясняется высокими процентными ставками и сжатыми сроками возврата. Подобные займы приходится консолидировать или пролонгировать, что возможно лишь при согласии кредиторов.

Интересно: Внутренний государственный долг — финансовые обязательства государства, возникающие в связи с привлечением для выполнения государственных программ и заказов средств негосударственных организаций и населения страны.

Основные кредиторы в мире

Главными организациями-кредиторами в мире является Международный валютный фонд МВФ (International Monetary Fund, IMF) и Международный банк реконструкции и развития. Данные структуры предоставляют государствам кредиты при условии проведения экономических и социальных реформ, внедрение рекомендация их финансовых специалистов. Кроме этого, существуют региональные фонды кредитования и поддержания экономик дружественных стран по национальным и экономическим интересам (Европейский банк реконструкции и развития ЕБРР, Арабский валютный фонд).

Интересный факт. Неформальные объединения кредиторов работают наравне с официальными структурами. Наиболее знамениты Лондонский клуб банков и Парижский клуб правительств. Каждый из них имеет постоянных членов. Здесь занимаются погашением и реструктуризацией долгов государств перед банками и странами-кредиторами.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *